Сергей Хомутов: Революция сверху, но – культурная

Уходящий 2014, объявленный Годом культуры в нашей стране, завершился мощным государственным аккордом. За предновогодними хлопотами и финансово-экономическими проблемами многие наши сограждане и не заметили, что 24 декабря  в Кремле под председательством Владимира Путина состоялось совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, посвящённое вопросам реализации государственной культурной политики. На нем Путин сообщил, что своим указом он утвердил «Основы государственной культурной политики».

В этом небольшом документе предельно четко сформулированы задачи государства, а значит, даны задания всем государственным служащим.

Вот, что говорится в первой части Основ:

«Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов (выделено мной – С.Х.) и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России».

Когда-то на одной шестой суши земного шара безраздельно властвовала такая мысль Карла Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Мы так долго жили под очарованием этой марксовой формулировки, не задумываясь, что она начисто отменяет волю и свободу, основы не только культурной, но и всяческой жизни. Теперь нам предлагают поставит нашу жизнь с головы на ноги.

Есть в Основах и неожиданные определения культуры. Например, такое:

«Культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».

Кому-то последнее предложение может показаться излишне смелым и нереалистичным, но не будем забывать, что мы живем в эпоху стремительно меняющихся общественно-экономических укладов. На протяжении жизни одного поколения, индустриальный уклад сменился информационным. А почему бы не предположить, что следующий станет культурным, в широком значении этого слова. Кстати, выступавший на заседании, вслед за Владимиром Путиным Андрей Воробьев, возглавляющий рабочую группу Госсовета, привел интересный пример. По его словам, работа Эрмитажа даёт для города Санкт-Петербурга потрясающий эффект, исчисляемый в миллиардах долларов.

Андрею Воробьеву принадлежит еще одна достойная мысль. На обсуждении он сказал: «Культура как явление гораздо шире, чем просто музыка, театр, живопись. Поэтому сегодня мы говорим не о политике в сфере культуры, а о государственной культурной политике. В современном мире это не столько эстетика – восхищение прекрасным, сколько этика – взращивание нравственного иммунитета нации».

Идея не нова, но услышать ее из уст государственного чиновника приятно. Тем более что президент Путин особо подчеркнул в своем выступлении:

«Проект Основ строился на новой мировоззренческой концепции, предлагал переосмыслить роль культуры, которую в последнее время привыкли воспринимать просто как часть социального блока или как работу учреждений культуры. Но чаще всего даже как сферу услуг, досуга и развлечений. Такой узкий, отраслевой подход не соответствует, конечно, ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени».

Эх, эти бы слова да чиновникам помельче в уши.

На заседании Владимир Владимирович явно осадил «ура-патриотов», заявив:

«В ходе обсуждения Основ были решительно отвергнуты призывы к культурной самоизоляции. В этой связи хочу подчеркнуть: Россия была и, безусловно, будет неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Нашу многонациональную культуру всегда отличали открытость и дружелюбие. Она всегда чутко откликалась на мировые тенденции в искусстве и сама обогащала и во многом формировала эти мировые тенденции».

В этот день «охранителям» явно не везло, ведь Путин выражал свои мысли недвусмысленно:

«Никто, никакая власть не имеет права диктовать художнику, писателю, режиссёру, да, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одарённые люди. Часто они видят по-новому, по-своему то, что считалось когда-то неприемлемым, а сегодня считается образцом.  В общем, вы понимаете, о чём я говорю. И к этой особенности опережать время надо относиться бережно и с уважением».

Я очень хорошо понимаю президента и готов доказать, что Александр Пушкин был первым российским постмодернистом. Ведь его публикация «Руслана и Людмилы» вызвала гнев консервативной критики. Ей показалась неприемлемым переработка жанра шутливой богатырской поэмы и ее наполнение вольтерьянскими идеями и даже… эротизмом. А вот, поди ж ты, теперь «Руслан и Людмила» — образец сказочной поэмы.

По большому счету насторожила только одна мысль президента Путина:

«Очевидна необходимость создания надведомственной, координирующей структуры. Кроме того, для ресурсного обеспечения реализации Основ культурной политики потребуется учредить российский фонд культурного развития».

Понятно, что речь не идет о Всероссийской репертуарной комиссии. С другой стороны, критерии оценки любых творческих проектов во многом субъективны. Поэтому страх перед тем, что будут финансироваться фильмы, которые никто не смотрит и публиковаться книги, которые никто не читает, все же есть. А конъюнктурщики от искусства у нас никогда не исчезнут.

И все же я солидарен с Владимиром Путиным в большинстве его оценок и призывов. Например, с этим:

«Для решения этих задач потребуется не один год. И за работу должны взяться все: общество, власть, учреждения культуры, школы, университеты, творческие союзы, педагогическое и научное сообщество. Приложить для достижения конкретных, видимых результатов максимум воли, усилий, ответственности, таланта и творчества».