Орский вагонный завод может прекратить выпускать вагоны

В Оренбургской области на Орском вагонном заводе может прекратиться выпуск вагонов. Это произойдет в том случае, если предприятие не попадет в список компаний, на которых вагоностроительное производство будет сохранено. Соответствующие данные были озвучены в проекте протокола к совещанию вагонопроизводителей, Минэкономразвития и Минпромторга под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича.

Как сообщают Ведомости, основные меры, которые зафиксированы в проекте протокола к совещанию, – сокращение мощностей по производству вагонов на 60–70% до 30 000–40 000 вагонов в год. Правительство составит список предприятий, на которых вагоностроительное производство будет сохранено, остальные будут перепрофилированы. Также обсуждаются меры поддержки экспорта грузовых вагонов и финансирования покупки операторами новых вагонов. 

По прогнозам аналитиков, в 2015 г. вагоностроители сократят производство вагонов на 30% до 30 000 вагонов. Причины сокращения — падение объемов железнодорожных перевозок и перепроизводство вагонов. Эксперты отмечают, что для стимуляции спроса на новые вагоны,  операторам могут начать выдавать субсидию на покупку вагона, либо субсидировать ставку по кредитам, а также использовать механизм проектного финансирования — банки могут брать средства ЦБ по ставке 9% годовых, а выдавать на реализацию проектов – под 11,5%.

Итоги совещания по вопросам вагоностроительной отрасли пока не сообщаются. Прошло ли оно в формате, о котором писали федеральные СМИ, не уточняется.

По данным издания, производство вагонов точно сохранится в Нижнем Тагиле и Тихвине – «Уралвагонзавод» и «Тихвинский вагоностроительный завод» производят инновационный подвижной состав. Будущее орского завода — под вопросом, предприятие может оказаться невостребованным и попасть под программу перепрофилирования.

Еще одним вариантом спасения отрасли может оказаться экспорт: вагоны российского производства стоят в полтора раза дешевле китайских аналогов. 

Ранее сообщалось о том, что  «Спецэнерготранс» Зияда Манасира продал Орский вагонный завод «Рэйлтрансхолдингу» Сергея Шпака. Как сообщил курирующий восток области депутат Госдумы Виктор Заварзин, к началу декабря сделать это так и не удалось, как пояснили в пресс-службе холдинга, по той простой причине, что на предприятии был введен внешний управляющий. А он имеет полномочия как акционера, так и исполнительного органа предприятия. Тогда представители «РэйлТрансХолдинга» вели переговоры с основным кредитором ОВЗ об условиях возможного мирового соглашения и входа на завод, потому что компании интересен данный актив.  Фактическим продавцом указанного актива был ВЭБ, которому предприятие на тот момент задолжало около 4,6 млрд руб. «Спецэнерготранс» должен был за два года наладить на заводе сборку вагонов, мощность линии должна была составить до пять тысяч единиц в год. Также завод должене был  обслуживать вагоны — до 10 тысяч в год. Если бы эти планы стали реальностью, завод мог бы стать самым мощным предприятием подобного типа на территории России. В итоге «Спецэнерготрансу» не удалось договориться о реструктуризации кредита. Предприятие за год показало мощность в десять раз меньше заявленной.

Поводом для введения внешгнего управления на Орском вагонном заводе стал суд, который инициировал год назад Газпромдорстрой. Оренбургская компания требовала признать завод банкротом из-за долга в 39 миллионов рублей. Новые владельцы продолжают переговоры о выводе Орского вагонного завода из-под процедуры банкротства.

В феврале об особом контроле над предприятием и регулярных переговорах с ВЭБом по поводу долгов завода и его дальнейшей судьбы сообщал губернатор Оренбургской области Юрий Берг. О результатах последних переговоров руководства области с ВЭБом пока не сообщалось.

Орский вагонный завод — предприятие, построенное с нуля на месте бывшего завода цветных металлов. Проект реализовывала OVZ Holding AG, основным владельцем которой считается бизнесмен Олег Ковалев. Он хотел создать в Орске холдинг из вагонного и литейного предприятий и завода транспортного машиностроения. Общий размер инвестиций был заявлен на уровне 25,6 млрд руб. (данные Минпромторга), из которых 20,1 млрд руб. должны были составить кредиты.

Но в итоге построен был только вагонный завод. Общий размер вложений в проект на середину 2012 года составил более 5,2 млрд руб., причем 4,6 млрд руб. предприятие должно ВЭБу. Потенциальная мощность завода — 8 тыс. деповских и 2 тыс. капитальных ремонтов в год. Параллельно он может собирать до 5 тыс. вагонов (полувагоны, платформы, думпкары). Потенциальная выручка предприятия — от 10 млрд до 12 млрд руб. в год.