Канадцы конкуренции не боятся
На этой неделе в Оренбурге во Всероссийском научно-исследовательском институте мясного скотоводства проходил совместный семинар с канадцами.
Мяса и скота им для нас не жалко
Не случайно именно наш регион еще в 2011-м был определен как опорный пункт для сотрудничества России и Канады в мясном животноводстве. По поголовью крупного рогатого скота Оренбургская область занимает в России второе место (по продуктивности, правда, ниже), ВНИИМС Россельхозакадемии находится у нас, ну и Казахстан в соседях, а он сегодня очень заинтересован в приобретении племенных животных. На нынешний семинар приехали представители пяти российских и двух казахстанских регионов.
Канада — огромная территория и сравнительно небольшое количество населения. Скота выращивается гораздо больше, чем требуется для собственного пропитания, потому значительная часть мяса идет на экспорт, в том числе и в нашу страну. В России же при всей схожести условий собственное производство обеспечивает на сегодня только примерно половину потребности в говядине, остальная завозится из Белоруссии, стран Европы, с Американского континента. В канадских магазинах импортное мясо, конечно, тоже встречается, но — не потому что своего не хватает.
В рамках межгосударственного сотрудничества канадцы поставляют в Россию племенной скот и делятся технологиями. На пресс-конференции в Оренбурге у приехавшей на семинар советника по сельскому хозяйству Посольства Канады в РФ Дженнифер Феллоуз спросили: зачем передавать россиянам технологии и тем самым создавать конкурентов собственным фермерам?
— Мы заинтересованы в том, чтобы области со схожими условиями, такие, как Оренбургская, процветали и развивались, — с улыбкой ответила госпожа Феллоуз. — Несмотря на то что можем стать конкурентами, сейчас нужно результативно совместно работать.
Но понятно: в ближайшее время конкуренции с российской стороны канадцы не боятся и сейчас мы их интересуем как рынок сбыта — в том числе и племенного скота. По словам первого вице-губернатора Сергея Балыкина, сегодня поголовье завезенных из Канады герефордов доведено в Оренбуржье до тысячи голов.
Не субсидии, а поддержка системы
Всего же в области 128 тысяч голов крупного рогатого скота мясных пород, и предпочтение крестьяне отдают нашим местным — в основном казахской белоголовой, калмыцкой, приспособленным к условиям резко континентального климата.
— Оренбургская область исторически занимается разведением мясного скота. Наши предки скрестили местный скот с герефордом — и получилась казахская белоголовая, — поясняет первый замминистра сельского хозяйства области Григорий Захаров. — Если поставить ее рядом с герефордом, неспециалисту трудно будет отличить. А качество мяса и продуктивность этих пород практически одинаковые.
Госпожу Феллоуз свозили в Саракташский район — в хозяйство НПО «Южный Урал» и в Оренбургский — в ООО «Экспериментальное», дабы посмотрела она там на герефордов. Советник посольства заявила, что «приятно удивлена» содержанием и состоянием канадских животных. Проблема-то в том, что племенной скот в нашей области на данный момент вообще не слишком востребован. Племхозяйства не могут найти покупателей даже на калмыцкую и казахскую белоголовую. Потому как, особенно после вступления России в ВТО, перестали крестьяне видеть выгоду в занятии животноводством. Местное мясо вытесняется более дешевым привозным сырьем, цену перекупщики и мясокомбинаты предлагают весьма скромную, и даже при такой цене еще найди, кто бы купил мясо или скот на убой!
Дабы как-то заинтересовать крестьян заниматься животноводством, в минсельхозе области планируют в 2014-м государственную несвязанную поддержку на гектар не как в прошлом году всем поровну раздавать, а исходя из профиля хозяйств. Кто занимается только зерновыми культурами, получит поменьше, кто держит скот да еще и корма производит — по максимуму. Потому что животноводство — это ведь не только продовольственная безопасность страны, но еще и социальный вопрос: занятость сельчан в зимнее время.
— Какую поддержку у вас государство оказывает животноводам? — полюбопытствовала я у госпожи Феллоуз.
— Поддержки какого-то определенного продукта нет. Фермеры (имеются в виду все сельхозпредприятия. — Ред.) сами решают, что им производить, а правительство поддерживает их в разных направлениях. Предоставляет страховку урожая и всего, что зависит от погодных условий. Также мы поддерживаем их усилия по улучшению качества продукции. Еще помогаем выходить на международный рынок — то есть не прямые субсидии, а общая поддержка всей системы.
Скотина пойдет на демонстрацию?
Конечно, высокопродуктивные породы скота вкупе с соблюдением всех технологий позволяют и в наших условиях заниматься мясным животноводством более или менее рентабельно. В советские времена в Оренбургской области насчитывалось 46 межхозяйственных откормплощадок — там среднесуточные привесы бычков до 1300 граммов доходили. В саракташском хозяйстве НПО «Южный Урал» привесы сейчас, говорит Захаров, по 1000 — 1200 граммов. А есть сельхозпредприятия, где всего по 300: понятно, какая там рентабельность мясного производства.
Минсельхоз области пытается сейчас возродить откормплощадки, и параллельно звучит тема демонстрационной фермы, где гонцы из хозяйств разных районов и из других регионов могли бы смотреть и покупать понравившийся им скот. С канадцами переговоры велись насчет демонстрации герефордов — и действительно, раньше из «Экспериментального» племенные животные хорошо расходились по округе. Но журналистам Захаров объяснил, что на такой ферме удобно будет демонстрировать и продавать скот в том числе и местных пород.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
В Оренбуржье будут рекламировать мясное скотоводство на специальной ферме