Андрей Мартемьянов: О трусости, вратарях и…лимонах
Футбольное поле. Ледовая площадка. Тренировочный зал. У хоккеистов «Южного Урала» плотный график предсезонной подготовки. Выходных – полтора дня в неделю. Так решили в тренерском штабе команды, наставник которой Андрей Мартемьянов работает без выходных.
–Мне отдыхать нельзя, – с улыбкой отмечает Андрей Алексеевич. – Я, когда всех отпускаю на отдых, остаюсь в своем кабинете, где продолжаю составлять графики тренировок. К новому сезону мы должны подойти во всеоружии, но только не выжатыми, как лимоны. Для этого ребят на предсезонку собрали чуть раньше, нагрузка у нас идет по нарастающей. Свою любимую команду болельщики увидят на предсезонных турнирах. Сразу подчеркну: такие турниры – всего лишь часть подготовки к чемпионату страны, и даже если мы их проиграем, переживать не стоит. Показатель хорошей готовности – чемпионат. Вот там мы должны проявить себя.
– В истории «ЮУ» бывали сезоны, когда ребята бросали сражаться за победу уже в середине чемпионата. Мотивации, самоотдачи, может быть, не хватало. Как думаете, увидим ли перемены в сезоне новом?
– Надеюсь, да. Мне, по крайней мере, хочется думать, что мы не ошиблись в выборе игроков. Требовать я буду со всех. И биться ребята должны не за свое имя, а за то, что у них написано на груди, следовательно, сражаться они должны за город и честь клуба. Мы, уж поверьте мне на слово, о каждом игроке, который здесь находится, собрали максимальную информацию и по игровым качествам, и по человеческим, и уделили внимание режимным вопросам. Хотя чтобы по-настоящему узнать ребят в деле, нужно с ними не один пуд соли съесть.
– Ну а почему в команду приходят в основном возрастные игроки, и так мало молодежи?
– Потому что задачи на сезон у нас стоят серьезные. Молодежь играет с перепадами, у многих еще характер не устоялся, некоторые и вовсе заболевают звездной болезнью, что еще хуже. Конечно, если бы нам поставили задачу просто участвовать в турнире, мы бы с удовольствием набрали парней 1995-1997 годов рождения. Но цели у нас иные, и как результат, мы собрали ребят, большинство из которых прошли хорошие жернова Высшей хоккейной лиги.
– Очередь из претендентов на место в нашей команде невелика. Но из тех, кто просится, как выбираете ребят? У вас какие-то особые критерии отбора?
– Одного желания попасть в команду мало, – отмечает Мартемьянов. – Есть еще немаловажный финансовый фактор. Кто-то, к примеру, запрашивает такие суммы заработной платы, каких мы, мягко говоря, даже в голове не держим. Наверное, народ – не весь, впрочем, – немножко не ориентируется в ситуации, которая сложилась в нашей стране. Многим было отказано именно по этой причине. Но тем, кто согласился играть за предложенные деньги (а в нашем клубе не столь высокие зарплаты, надо признаться), я благодарен.
– Когда возникли проблемы в тюменском «Рубине» и пензенском «Дизеле», можно было зацепить из этих клубов хороших, опытных игроков, которые остались без работы. Удалось это сделать?
– Одним из первых дал согласие играть за «Южный Урал» Денис Бельский из «Дизеля». Уверен, он нам очень поможет по ходу сезона. Из «Рубина» хотели попасть к нам ребята… Вот только запросы у них высокие, нам не потянуть. Сейчас время такое, что каждый – и опытный возрастной и молодой перспективный – будет стремиться закрепиться в команде Высшей лиги. Сегодня платят тому, кто отрабатывает по полной. Не отрабатываешь – на твое место найдется другой. И если ребята, которых мы выбрали, не будут прилагать усилий для победы на льду, расстанемся с ними быстро. Я ведь больше всего в спортсмене ненавижу трусость и лень. Уговаривать играть с максимальной отдачей я никого не стану, уж поверьте.
– Вы не создаете впечатление строгого наставника…
– Я и не строгий, – улыбается Андрей Алексеевич. – Просто привык спрашивать с тех, кто не работает в полную силу. Но если я вижу, что хоккеист старается, стремится, лучше лишний раз похвалю его. В таком случае и он будет доволен, и я.
– Что касается вратарской линии, она в «Южном Урале» частенько вызывала сомнения. Удастся ли в новом сезоне создать для команды надежный тыл?
– Думаю, да. Я верю в молодого Данилу Алистратова. Сейчас по договору о сотрудничестве из магнитогорского «Металлурга» командирован в Орск вратарь Артем Загидулин. С ним вратарская линия наша будет вполне достойной. Кроме того, в обороне должна играть вся команда, а не один голкипер. Вратарь – это последний рубеж обороны. Потому нам важно выстроить всю систему – от нападающих до вратаря. Когда соперник будет с трудом преодолевать наши нападение и защиту, то если он и доползет до ворот, сил на забивание у него не останется.
– На какую систему делаете упор в предсезонной подготовке?
– Безусловно, на советскую. Да, сейчас, когда мы наблюдаем засилье иностранных специалистов, психология подготовки хоккеистов КХЛ поменялась на 180, если не на 360 градусов. Многие наработки советского хоккея ушли в небытие, что очень печально. Но мы пытаемся к ним вернуться. Конечно, на предсезонках по советской системе народ плачет, воет. Однако именно при такой подготовке закаляется стальной характер спортсмена. Меня воспитали советские тренеры, и я знаю, что такое играть через не могу, когда пульс за двести, когда сил, кажется, уже нет… Но ты понимаешь, что от тебя зависит игра, победа, в конце концов, и рвешься вперед, стиснув зубы… Это того стоит!