Несвязанная поддержка оренбургским аграриям значительно возросла
В начале марта оренбургским сельхозпроизводителям перечислен первый транш субсидии на оказание так называемой несвязанной поддержки. В порядок её предоставления внесён ряд положительных для сельчан изменений. В чём их суть и насколько нововведения позволили повысить финансовую помощь хозяйствам? Об этом рассказал начальник Управления сельского хозяйства Светлинского района Дмитрий Игошин.
– Дмитрий Александрович, как известно, несвязанная поддержка оказывается из расчёта на один гектар посевной площади по определённым ставкам. Каковы они теперь?
– Они увеличились. Если прошлой весной из федерального бюджета на гектар выделялось 121,5 рублей, то теперь – 131,56 рублей. Областная ставка составляла 98 рублей, а поднялась до 106,14. Отмечу, при этом учитывается не реальная посевная площадь, а условная. В свою очередь, в методику её расчёта в нынешнем году также внесены серьёзные изменения.
– Какие?
– Одно из наиболее заметных и, надо сказать, долгожданных новшеств в том, что для районов, находящихся в сложных природно-климатических условиях, на общую условную посевную площадь введён поправочный коэффициент 2. Среди шести сельских территорий, по отношению к которым он применяется – наш район. Такой «индекс» позволяет местным сельхозпроизводителям рассчитывать на дополнительные денежные средства от государства.
– Знаю, что есть изменения и в порядке начисления субсидии животноводческим хозяйствам. Расскажите о них.
– Одно из важных новшеств в этом плане – введено понятие «условная голова». При этом, если раньше из поголовья животных учитывался лишь КРС, то теперь берутся во внимание также свиньи, овцы, козы, лошади. И для перевода их в условные головы также применяется тот или иной поправочный коэффициент: для коров и лошадей он составляет 1, для тёлок, телят, быков – 0,6, для свиней – 0,3, для овец и коз – 0,1.
Напомню, что, начиная с прошлого года, в зависимости от количества скота применяются те или иные поправочные коэффициенты к условной посевной площади. И самый низкий из них – 1, он использовался для хозяйств, в которых содержится до 350 голов. Соответственно, мог распространяться и на хозяйства, в которых имеется, скажем, всего по одной голове КРС. Так вот, теперь для данного коэффициента установлена нижняя планка – наличие в хозяйстве не менее 51 головы. Что, считаю, более справедливо: у тех же начинающих животноводов появился стимул наращивать поголовье.
– Сколько средств несвязанной поддержки в итоге перечислено Светлинскому району?
— В общей сложности порядка 63, 9 миллиона рублей. Из них средства федерального бюджета составляют 35,3 миллионов рублей, регионального – 28,5 миллионов рублей. Получателями их являются 48 хозяйств различных форм собственности, кроме ЛПХ. Отмечу, что до восьми субъектов АПК деньги пока не дошли. Причины задержки выясняем. Для сравнения: в 2014 году в районе числилось 53 хозяйства, не считая ЛПХ. Федеральных средств им начислено 18,4, областных – 14, 9 миллионов рублей.
Приведённые цифры наглядно показывают, что финансовая помощь возросла довольно существенно. И для местных сельхозпроизводителей, переживших несколько лет засухи, неурожаев, не хватки кормов, такое повышение считаю очень правильным. Тем более, что и инфляция на месте не стоит: цены на те же самые ГСМ неизменно растут.
– В нашем районе, как и по всей области, имели место случаи, когда хозяйствам требовалось возвращать государству часть средств несвязанной поддержки. По какой причине происходили эти возвраты?
– Как правило, они связаны с сокращением посевных площадей некоторыми сельхозпроизводителям. Первый – весенний – транш несвязанной поддержки выдавался исходя из данных о посевном клине предыдущего года. А второй – летний – на основании сведений о засеянной площади в текущем периоде. И если у хозяйства она возрастает, ему не только не уменьшат помощь, но и начислят дополнительную. А вот если клеток засеяно меньше, то хозяйство получит второй транш лишь в том случае, если вернёт деньги за ту часть посевного клина, которую не обрабатывало.
Чтобы минимизировать количество возвратов, а также связанных с ними споров и судебных тяжб, в нынешнем году министерство сельского хозяйства области решило применить более гибкий подход к начислению субсидии. Помимо обычного пакета документов о её получателях каждый район предоставил в ведомство специальный рабочий план, в котором отражались актуальные сведения о том, какое хозяйство и сколько намерено засеять в те- ущем году. Ориентируясь по этому плану, область и распределила денежные средства. Надеемся, такая практика даст ожидаемые результаты.
– И последний вопрос: на что хозяйства тратят полученную субсидию?
– Предпочтительно, чтобы средства прежде всего использовали на закупку семян, минеральных удобрений, ГСМ для весенне-полевых работ. Этих наиболее важных материалов как раз остро и не хватает. Взять хотя бы семена: обеспеченность ими в районе, по данным на начало марта, составляла лишь 52 процента.
Но, увы, полностью расходовать полученные средства не удастся. У многих хозяйств – огромные задолженности по кредитам и прочим займам. И часть денег вынужденно будет потрачена на их погашение. Тем не менее, призываю сельхозпроизводителей не забывать о первоочередных – посевных нуждах. Ну и напомню, что ситуацию с расходованием средств несвязанной поддержи минсельхоз области держит на контроле.