Право на лаваш: ларьки с шаурмой заполонили Оренбург
фото: Олег Рукавицын
Несколько лет назад шаурма вызывала недоверие, ассоциировалась с вокзалами и рынками. Но в 2017-м ларьки, предлагающие отведать сытное восточное блюдо, буквально заполонили город. Практически на каждой остановке, около крупных торговых центров и в местах отдыха людей теперь стоят киоски с креативными названиями. Грозит ли это чем-нибудь Оренбургу?
Печален опыт Бугуруслана, где на днях 16 человек, в том числе трое детей, отравились шаурмой. В результате проверки Роспотребнадзор обнаружил нарушения санитарного законодательства: отсутствовали документы, подтверждающие качество, происхождение и безопасность продуктов. К расследованию подключился региональный Следственный комитет.
— На муниципальных землях в Оренбурге зарегистрировано свыше 1000 объектов нестационарной торговой сети, из них 99 – предприятия общественного питания, это и киоски без торгового зала, и павильоны, — рассказал RIA56 и.о председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Андрей Кириллов. – Желающих заняться предпринимательством много. Наше ведомство не контролирует качество оказываемых услуг, этим занимается Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор не может проверять малый бизнес без жалоб, так что качество и нормы приготовления блюд остаются на совести предпринимателей. Правда, в Оренбурге массовых отравлений восточным блюдом не было: людям попадались некачественные ролы, суши, пицца, но не шаурма.
Быть абсолютно уверенным в том, что в лаваш завернули свежее мясо и овощи, заправили не скисшим соусом, нельзя, но приблизиться к этому можно. Большинство ларьков – прозрачны в прямом смысле. Видно, работает ли повар в перчатках, чисто ли его рабочее место, какие продукты он кладёт в лаваш и как обращается с кухонным инвентарём.
Наблюдение позволит убедиться в исполнении санитарных норм. А во вкусе и свежести, как ни странно, помогут разобраться отзывы. Если в крупных городах работают тематические приложение, то в Оренбурге развиваются группы «критиков шаурмы». Обыкновенные потребители рассказывают, понравился ли им вкус или что-то смутило, как готовил повар, и выставляют оценки.
«Он готовил без перчаток. К нему зашёл друг с собакой, он поздоровался за руку с ним и продолжил готовить!» — восклицают одни. «Здесь лучшая шаурма в городе. Чувствуется вкус сыра, а не сырного соуса», — резюмируют другие. А третьи, как и четвёртые, сетуют на чёрствый лаваш, сырое мясо и неудобную форму.
Пока рынок шаурмы конкурентный, предприниматели будут стараться удержаться на волне гастрономических симпатий. Кто-то использует броские названия, кто-то пускает в ход акции, но практически все следят за главным – вкусом и качеством, ведь вести о плохом обслуживании разлетятся по всему интернету. А потребителям лучше следовать народной мудрости – доверять, но проверять.