Александр Фомичев: Черных копателей меньше не становится

Некоторые археологические памятники Оренбуржья находятся под угрозой разрушения или разграбления. О том, как спасти историю края, корреспондент

RIA56 побеседовал с преподавателем исторического факультета Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, научным сотрудником Научно-исследовательского археологического центра Александром Фомичевым.

— Вы, как преподаватель истории, как считаете: достаточно ли ученикам знаний, получаемых на уроках истории о родном крае?

— В 2013-2014 учебном году я работал учителем истории и обществознания в Новоорской школе №2. По моему мнению, включение сведений по истории родного края вполне возможно в рамках стандартной рабочей программы, это позволит не только актуализировать получаемую информацию, но и усилит связь истории страны с региональной историей.

— Чем занимается ваш Центр в настоящее время?

— В настоящее время сотрудники НИАЦ работают на археологических обследованиях терри-торий, подлежащих хозяйственному освоению.

— Какие периоды истории вас особенно привлекают?

— История человечества сама по себе представляет уникальное явление. Выделение каких-либо конкретных периодов, к которым отношусь с большим пристрастием, вопрос сложный. В первую очередь следует выделить древнейший пласт истории, первобытную эпоху, о которой известно очень мало, и каждый новый полученный источник в ходе археологических работ открывает нам завесу тайн.

— Что известно об археологических открытиях последних лет в Оренбуржье, нашем районе?

— Работы по изучению памятников археологии в Оренбуржье идут по нескольким направлениям: выявление новых объектов, инвентаризация уже известных памятников и раскопки. В прошлом году сотрудники НИАЦ провели большая работа в Домбаровском районе. На востоке Оренбуржья наш Центр проводились археологические раскопки в Гайском, Домбаровском, Кваркенском, Новоорском и Ясненском районах.

Раскопки в Гайском и Ясненском районах позволили получить уникальные материалы по организации горно-металлургического производства в бронзовом веке. В нашем районе возможно встретить подобные комплексы: по ряду отрывочных сообщений поселение эпохи бронзы со следами плавки металла было обнаружено в районе Новоорска, а на месте месторождения Барсучий лог, по данным геологов, были зафиксированы следы древних рудников.

Однако из-за того, что не проводились работы по археологическому обследованию территории под хозяйственное обследование, эта информация считается утерянной.

— Очень жаль.

— Этой ошибки не повторили перед началом строительства производственной линии фирмы «Ол Трейд» по добыче и производству щебня — там были произведены аварийно-спасательные работы археологического отряда НИАЦ. При содействии директора была исследована серия памятников археологии раннего железного века, средневековья и нового времени. Случайно обнаруженная каменная выкладка раннего железного века дала уникальный материал по истории ранних кочевников (сарматов) IV-III в.в. до н.э. и их связям со Средней Азией.

— Действует ли подписанный президентом Путиным закон о пресечении незаконной деятельности в сфере археологии? Меньше стало «черных» копателей?

— Этот вопрос стоит очень остро. Законодательство по охране памятников истории и культуры действует на территории нашей страны с 1917 года, другое дело, что на отдельных территориях оно соблюдалось с нарушениями. В настоящее время действует федеральный закон. Однако то, что прописано на бумаге, в действительности практически отсутствует. Археологический поиск очень сложен, ему нельзя научиться за короткий промежуток времени.

— Для «черных» копателей это просто нажива.

— Либо простое удовлетворение любопытства (что-то вроде охоты или рыбалки), что еще хуже, в этом случае предмет могут выбросить или он затеряется. Одними кара-тельными мерами это явление не изжить, возле каждого кургана или поселения невозможно посадить сторожа с берданкой. Необходима целенаправленная пропаганда знаний по истории края, законодательства в этой области. Чтобы утолить интересы граждан в области древней истории, необходима работа музеев, где любой житель региона мог бы получить исчерпывающую информацию и консультацию.

— Какие из археологических памятников Новоорского района заслуживают, на ваш взгляд, особого внимания и охраны?

— Памятники археологии Новоорского района разнообразны по возрасту и назначению. Самые древние относятся к эпохе энеолита (5-4 тыс. лет до н.э.). По типу памятников можно назвать поселения, курганные могильники, фортификационные сооружения, мазары. Охраны от разрушения и разграбления требуют все без исключения. Разделять на ценные и не ценнные невозможно, для истории любой объект, пусть даже это средневековый курган диаметром 2-3 метра, является бесценным. Любой фрагмент изделия или целый предмет является посланием из прошлого.

На территории района расположен ряд известных памятников. В первую очередь это знаменитые курганные могильники «Три мара» и «Четыре мара». В ходе исследовательских работ специалисты из Москвы и Орска изучили уникальные погребения бронзового и раннего железного веков. В настоящее время данные памятники из-за их удаленного местоположения регулярно подвергаются грабительским раскопкам.

Среди объектов, требующих особого внимания, можно назвать серию памятников, находящихся под угрозой разрушения в ходе разработки месторождений строительного камня (гранитов) в районе поселка Гранитноый. В районе разработки Свистунского месторождения ООО «Южный Урал» располагается знаменитый Свистунский редут и прилегающее к нему кладбище, рядом расположены одиночный курган Свистунка X (РЖВ) и могильник Свистунка IX (средне-вековье). В пределах проектируемой чаши карьера Ульяновского месторождения расположен могильник раннего железного века Гранитный I, с юга к производственной площадке примыкает «Киргизский вал» (Вал Перовского). Необходимые археологические изыскания на этих территориях были выполнены сотрудниками НИАЦ, однако дальнейшие работы в настоящее время приостановлены.