Александр Колотов: Из-за нашего образования у детей нет детства

В Оренбургском государственном университете состоялось первое в этом году заседание Совета ректоров Оренбургской области. На нем в числе прочих обсуждался вопрос развития дошкольного, общего и дополнительного образования детей в системе «школа-вуз».

В рамках этой системы ведется работа с одаренными детьми и по развитию олимпиадного движения. У детей еще с детского сада формируют исследовательские навыки, школы сотрудничают с кафедрами вузов, педагоги высшей школы выступают научными руководителями программ развития образовательных организаций. С таким стремлением окунуть в систему образования все уровни были согласны не все участники заседания.

— У меня складывается такое впечатление, что мы все время пытаемся охватить ту сферу, которая еще не охвачена, — говорит директор оренбургского филиала МГЮА им.Кутафина Александр Колотов. — У меня внучка учится в 4 классе. Учится на круглые пятерки, но у нее нет детства, потому что два раза в неделю музыкальная школа, после занятий она учит уроки — некогда сходить погулять. То они по программе Занкова учатся, то еще что-то… Столько информации должны усвоить дети, в голове не укладывается. Нездоровое подрастающее поколение… Забыли мы о той школе, что у нас была раньше. Теперь надо лишить детства детский сад, неохваченными остаются только ясли.

Министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов высказал свое мнение по этому поводу:

— Программы, по которым учатся дети, разработаны Роспотребнадзором, и мы им строго соответствуем. С другой стороны, часто мы сами создаем трудности для наших детей, когда без учета их способностей стремимся из всех сделать гениев, а это, наверное, не надо делать, — отметил министр. — Определяющая роль, как будет развиваться ребенок, лежит на семье. Можно с помощью тестирования выявить его способности. При этом я не снимаю ответственность со школы. Иногда учителя дают такие задания, которые дети с родителями выполняют до полуночи. Переход на новые стандарты в начальной школе и вызывает порой подобные рвения. Я в курсе таких ситуаций. Неслучайно мы сейчас переходим к новой системе переподготовки учителей начальной школы. Но мы должны понимать, что именно родители являются заказчиками образовательных услуг, и то, что не входит в учебные программы, выполняется по желанию. Не надо бояться об этом говорить учителям и директорам.