ОНФ поддержал оренбургские НКО в конфликте с мэрией из-за социальной рекламы
Активисты Общероссийского народного фронта провели эксперимент в Оренбурге, после которого стало понятно, что размещение льготной социальной рекламы на улицах города труднодоступно для НКО, в числе которых благотворительные фонды.
— Региональные власти не могут скоординировать работу по выделению площадок для социальной рекламы. В этом вопросе необходима слаженная работа ведомств, управляющих как имуществом, так и рекламой, — убеждены эксперты ОНФ.
Руководитель благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова в июле этого года решила взять в аренду за собственный счет несколько городских столбов, чтобы разместить на них социальную рекламу. Она написала обращение на имя главы администрации города Евгения Арапова с просьбой помочь арендовать несколько опор электротранспорта в городе, то есть столбов, на которые уже крепятся сами баннеры. При этом Межова за свой же счет пообещала разместить по городскому заказу не менее 30 % социальной рекламы.
Городское управление по рекламе через месяц ответило, что опоры электротранспорта в городе нельзя считать рекламными конструкциями.
— Управление неправильно трактует закон о рекламе, рассматривая сами опоры электротранспорта как рекламные конструкции, однако речь идет об аренде столбов, на которые дополнительно будет крепиться рекламная конструкция, — объяснила Анна Межова.
Также выяснилось, что есть проблема межведомственной координации по поводу размещения социальной рекламы.
— Для того, чтобы заключить договор об аренде имущества, требуется межведомственная работа нескольких служб в администрации города, а именно: муниципального унитарного предприятия «Городские объекты инженерной инфраструктуры», управления по размещению рекламы, управления по организации дорожного движения. Однако, как показало мое обращение, работать совместно для того, чтобы, с одной стороны, бюджет города получил деньги, а с другой стороны, город и его жители увидели социальную рекламу, пока не получается, — рассказала Межова.
В ответ на просьбу о личном приеме Межова получила отписку и обратилась в прокуратуру. Городская прокуратура в октябре признала, что оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства допускается в соответствии с федеральным законодательством. То есть, фактически признала, что общественница вправе направлять администрации подобные предложения. Однако мнение прокуратуры никак не повлияло на окончательную позицию властей.
Аналогичную ситуацию активисты ОНФ выявили в Челябинске, где председатель местного отделения Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг Софья Неберо в конце сентября обратилась в администрацию города Челябинска через электронную приемную с просьбой выделить баннер для социального проекта. Сам макет предполагаемого баннера уже был готов. На нем был указан телефон горячей линии, по которой люди, попавшие в долговую яму, могли получить бесплатную правовую помощь. Однако администрация города до сих пор никак не отреагировала на это.
— Многие НКО до сих пор не знают о возможностях льготно размещать соцрекламу и о своих правах в этом вопросе, — подчеркнула член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко. — Однако имеется и другая проблема – на практике социально-ориентированным НКО очень сложно разместить рекламу из-за бюрократии, плохой координации между ведомствами, с которыми нужно эту рекламу согласовать, или же элементарного нежелания чиновников идти на диалог с общественниками. И наши эксперименты, к сожалению, это подтвердили. Уверена, что ситуацию нужно менять, потому что информационная поддержка социальных НКО, прежде всего, повышает эффективность работы таких организаций. Информировать граждан важно еще и потому, что люди начинают доверять некоммерческим организациям, сами становятся волонтерами, активнее вовлекаются в общественную жизнь.
Напомним, что в августе-сентябре ОНФ проводил опрос об информационной поддержке подобных социально-ориентированных организаций. Согласно результатам опроса, 60% из них вообще не знают о норме, согласно которой могут размещать социальную рекламу по льготной квоте. Лишь 24% опрошенных НКО когда-либо размещали соцрекламу. Однако бесплатно разместить удалось рекламу в СМИ или на баннерах лишь 11% организаций: многим в этом вопросе помогли именно органы власти. Общественники также рассказали о многочисленных случаях отказов при размещении, при этом, НКО почти единогласно высказались за то, что соцрекламы должно быть больше.