Александр Жарков: Оренбуржье может обеспечить продуктами и себя, и Россию, и страны зарубежья

Председатель комитета по аграрно-промышленному комплексу Законодательного собрания Оренбургской области Александр Жарков принял участие в парламентских слушаниях в Госдуме. Депутаты различных уровней власти обсудили законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса.

– К разговору пригласили не только законодателей, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, но и руководителей купных сельскохозяйственных предприятий, национальных аграрных союзов, науки. Круг – обширный, да и вопрос далеко не праздный, – сказал Александр Жарков.

– Сегодня агропромышленный комплекс, как и вся экономика страны, работает в сложных условиях. И несмотря на это, благодаря господдержке, показывает рост производства. Это касается и Оренбуржья. Объем производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий в минувшем году возрос в 2,3 раза к уровню 2010-го. Доля валовой продукции сельского хозяйства региона в России составляет 2 процента. Область способна обеспечить продовольствием не только себя, но и другие регионы, поставлять ее за пределы страны.

Уровень самообеспеченности высокий, но наполняемость торговых сетей местными товарами в среднем составляет всего 25 процентов. Понятно, что правила игры диктуют законы рыночной экономики. Федеральные торговые сети, создавая в территориях логистические центры, заполняют их привозной продукцией. И местный производитель сталкивается с проблемой сбыта. В связи с эти при Госдуме была создана рабочая группа по разработке дополнительных законодательных механизмов по защите производителя от подобных практик. Свои предложения внесли и мы. В частности, закрепить норму по установлению квот закупок торговыми сетями местной продукции. Надо наделить региональные органы власти правом конкретизировать ее размер, определить уполномоченный госорган, который будет вести контроль.

Еще один момент, на который мы обращаем внимание федерального центра, – это целевое использование земель сельхозназначения. Закон устанавливает, что если участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления не используется собственником по назначению или используется с нарушением, то он может быть принудительно изъят. Региональная мониторинговая группа, которую я возглавляю, работая на акбулакской земле, выявила в законе лазейки, которые позволяют недобросовестным собственникам заключать гражданско-правовые сделки, меняющие фактического владельца участка. Это становится преградой для открытия процедуры принудительного изъятия в судебных органах. Данная норма требует юридической доработки.

Я уже говорил о том, что более 40 процентов населения Оренбуржья – это жители сельской местности. В условиях, когда идет модернизация производства, часть сельчан осталась без работы, и проблема их самозанятости стоит очень остро. Один из вопросов, который мной поднимался на пленарных слушаниях, – причина отклонения двух альтернативных законопроектов «О пчеловодстве». Не получив удовлетворяющего ответа, я внес предложение вернуться к этой теме.

Обсуждались вопросы повышения плодородия земель, формирования эффективной системы оптовых рынков, технического перевооружения отрасли, развития племенного дела, механизмы агрострахования, научное и кадровое обеспечение АПК, самозанятость сельчан. Надеюсь, что нас услышали, и предложения регионов найдут отражение в федеральном законодательстве, – сказал депутат.