«Мы с братом не говорили родителям, что служим в Афгане»
Василий Анатольевич Головатюк работает электрогазосварщиком на Гайском заводе ОЦМ. У него замечательная жена и двое детей, есть внук. Немало времени он уделяет любимому хобби — рыбалке. Вроде бы, это самые обычные и нормальные характеристики для человека, но есть в биографии Василия Анатольевича «особенные» два года, которые не забудутся никогда.
В отличие от многих своих сверстников Василий очень хотел, чтобы служить его направили именно в Афганистан. Он написал рапорт об этом, и его желанию пошли навстречу: 19-летнего призывника отправили сначала в сержантскую «учебку» в Калининградской области, а потом, в мае 1983 года, в погранвойска – прикрывать границу со стороны Афганистана. Расквартировали солдат на бывшей даче богатого афганца с бассейном и виноградниками. Они жили в кубриках – маленьких комнатках, как в общежитии. Василий проходил службу в звании младшего сержанта, был начальником прожекторной станции АПМ-90, которая предназначалась для охраны военных стратегических объектов.
— Мы отвечали за 100-километровую зону от границы, — рассказывает Василий Анатольевич. – Сопровождали вглубь Афганистана наши колонны с боеприпасами и провиантом, устраивали засады на караваны, погонщики которых на вьючных ослах и верблюдах перевозили героин и опиум. Ходили на «зачистки» в кишлаки.
— Ваши родители знали, где вы служите?
— Нет, родителям, конечно, не писал, что служу в Афганистане – так делали многие ребята. Тем более, что за два года до меня в Афган ушел служить мой старший брат, который тоже держал это в тайне от родителей. К счастью, мы оба вернулись оттуда живыми и без ранений и потом уже рассказали все родным.
— С ребятами, с которыми служили вместе, сейчас общаетесь?
— Ребята у нас, в основном, все с Украины, только пятеро русских было. Очень хорошие ребята, мы все дружили. После возвращения первое время общались, даже ездил в гости в Днепропетровск. Но сейчас «потерялись», хотя хотелось бы, конечно, их найти.
— Что для вас было самым сложным испытанием в Афганистане?
— Жара!
— Жара? Не опасения за свою жизнь?
— Да! (смеется) Тяжело было привыкнуть к их климату: палящее солнце, резкие перепады дневных и ночных температур, большая влажность. Хотя, конечно, страх, что могут убить, тоже был, но к нему привыкаешь быстрее. Не раз приходилось быть в опасных ситуациях, терять друзей – но это война, и тут ничего не поделаешь.
— Вы верующий человек?
— Да, всегда верил. Но принял крещение уже после возвращения из армии.
— Самое хорошее, чем запомнилось для вас время службы…
— Ребята хорошие, коллектив замечательный. Нисколько не жалею, что там побывал. Командир у нас отличный был – капитан Чертов, он командовал десантно-штурмовым батальоном, два раза его представляли к званию Героя СССР.
— О войне снято немало фильмов, написано много книг и песен. Вы видели войну изнутри, и на основе вашего опыта скажите, какие из произведений о войне вам больше всего нравятся?
— Фильм «Афганец» — о советском солдате, попавшем в плен к душманам. Люблю песни групп «Голубые береты», «Контингент».
— Василий Анатольевич если бы вы могли вернуться в прошлое, снова бы отправились служить в Афганистан?
— Да, я опять пошел бы туда.