Специалисты из Сколково оценили менеджмент оренбургского завода

Генеральный директор ОАО «Новосергиевский механический завод» Александр Салтанов – об учебе и планировании на оренбургском предприятии, а также о том, зачем всем сотрудникам понимать – кто, что, когда и сколько делает.

– Когда-то прочитал книгу Евгения федорова «Каменный пояс» про Демидовых, заводы которых были разбросаны по всему Уралу и обратил внимание на мысль, что они большое внимание уделяли учебе: ездили по своему производству и разъясняли общие задачи, образовывали рабочих. Мы, к сожалению, учим плохо.

 Я взял за правило – каждую первую пятницу нового месяца проводить собрания, где стараюсь объяснить ситуацию на заводе.

– Другими словами, когда один рабочий знает то, что делает другой за соседним станком, это приводит к пониманию общих проблем и общих успехов? Рабочий процесс становится более наглядным?

– Недавно я нашел этому подтверждение, прочитав статью топ-менеджера по выводу предприятия из кризиса. Он – россиянин, но какое-то время жил в Америке, сначала был рабочим на заводе, потом – начальником цеха, под чьим руководством было 500 человек. Словом, человек неординарный. Так вот, в своей статье он приводит аргументы, чем мы отличаемся от американцев. Во-первых, мы не планируем. У американцев есть план на день (я видел это на заводах в Италии), месячный, годовой, стратегический, выполнение которых находится на строгом контроле. Во-вторых, мы не учим людей. В Америке мастер два раза в месяц обязан пройти курсы квалификации, не говоря уже о рабочих. Бухгалтера могут направить на курсы для экономистов не только для расширения кругозора, это – работа на перспективу.

– То есть план – единственный способ увидеть реальные перспективы развития предприятия, оценить результаты работы всех его участков?

– Старшее поколение хорошо помнит, что в стране было плановое ведение хозяйства, и у каждого предприятия – планы на месяц, год, 5 лет. И надо сказать, был строжайший контроль за их исполнением со стороны руководства района, области, страны. По этому принципу мы работали 15 перестроечных лет. А когда в 2008 году грянул кризис, продукции много скопилось на складе. План-то мы выполнили, а отопительные котлы не смогли реализовать. И сделали вывод: наверное, мы неправильно работали. Для себя определили так: коммерческий отдел предприятия дает заявку, а производство ее выполняет. Мы посчитали, что это по-капиталистически.

А в результате что получилось? Каждый год производим, если не меньше, но динамики положительной нет. В прошлом году сработали плохо, на 10% упали в объеме к 2012 году. Понятно, что общее состояние экономики на это повлияло, но мы все же сделали вывод такой: плохо сработали.

Стали думать: что надо изменить? Подход. Неправильно 5 лет назад сориентировались. Мы приняли решение: вернуться к плановому ведению производства, а коммерческая служба должна продавать то, что сделано.

В этом году мы составили очень тщательный план с распределением обязанностей до каждого специалиста, с указанием сроков исполнения, порядка контроля. Утвердили его на совете директоров.

– Александр Васильевич, в интервью «Расширяем рынок» от 25 февраля Вы обещали рассказать о совещании, которое проводила областная Торгово-промышленная палата. Оно интересно тем, что на нем специалист по стратегическому планированию из Сколкова должен провести анализ, причем с привязкой к механическому заводу?

– Мне поступило предложение: нужно предоставить план завода для анализа специалисту именно по стратегическому планированию из Сколкова. Для нас – это больная тема, как планировать. Немногие предприятия имеют планы. Да, есть плановые цифры, но так, чтобы подробно рассказать, что к чему, куда какая копейка, не все могут.

План мы отправили, и, как и ожидал, совещание было построено на разборе плана Новосергиевского механического завода. По большому счету, мне это было нужно, я хотел послушать мнение сторонних людей.

На совещании было 15 руководителей среднего бизнеса, интересно было всем. Оценка независимого эксперта: мы на правильном пути.