Александр Куниловский: Сельские поселения должны «дышать»

Депутаты Законодательного собрания Оренбургской области внесли изменения в областной закон «Об организации местного самоуправления». Апрельская сессия областного парламента прошла 26 апреля. Отдельные вопросы местного значения, закрепленные за местными поселениями исключили из их полномочий. Решение депутатов RIA56 прокомментировал председатель комитета по местному самоуправлению и вопросам деятельности органов государственной власти Законодательного собрания Оренбургской области Александр Куниловский.

— На последнем заседании Законодательного Собрания депутаты сделали, я считаю, небольшой «подарок» сельским территориям – убрали из компетенции органов местного самоуправления ряд полномочий. Полномочий, которые они не могли исполнять по определению и которые не были подкреплены финансово. Это касается защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, по проведению мероприятий гражданской обороны и ряд других.

По мнению депутата, логика снижения нагрузки на территории очевидна и понятна, так как было известно давно, что сельским поселениям такие задачи не по плечу. Из-за элементарного отсутствия финансовой базы и ресурсов.

 — В свое время на муниципальную власть возложили столько полномочий, что им дышать стало нечем, — подчеркнул Александр Куниловский. —  При этом денег дать забыли или не потрудились. И такой шаг был не из серии – «берите суверенитета столько, сколько проглотите», а из серии — «вот вам три рубля и ни в чем себе не отказывайте». Но так, чтобы все было исполнено по высшему разряду. Чего больше было в таком решении – близорукости или глупости, сейчас поздно рассуждать. Сегодня нужно не голову пеплом посыпать, а исправлять ситуацию. Потому что, когда количество полномочий «зашкаливает», а денег на их исполнение нет, то происходит нарушение закона диалектики – перехода количества в качество. От этого страдают и жители, и органы местного самоуправления. С последних спрашивают по «гамбургскому счету»  надзорные органы, а население территорий, которому, по большому счету, нет дела до сложностей межбюджетных отношений, не может добиться решения своих проблем.

 — Необходимо оставить сельским территориям базовый набор порядка 8 полномочий для решения вопросов местного значения и убрать избыточные, передав их на региональный и федеральный уровень, — отметил депутат. —  Для успешных муниципалитетов, у которых есть финансовые возможности исполнять полномочия сверх базового стандарта, список можно расширить. Учитывая при этом, что основная цель передачи полномочий с одного уровня власти на другой – это не игра в «горячую картофелину», а необходимость для  их успешной реализации. Это должно делаться в интересах людей и территорий. Потому что если местная власть не может исполнять свои полномочия, не может решать вопросы местного значения, то о каком уровне доверия населения к ней можно говорить? А ведь местная власть должна быть в шаговой доступности для людей, на расстоянии вытянутой руки.

 — Проблемы должны решаться  в конкретном селе и поселке предметно и в полном объеме. Чтобы люди потом не «искали правды» в областном центре или в Москве. Для решения этих проблем у муниципальной власти должны быть гарантированные финансовые ресурсы и просчитанная налогооблагаемая база. А вот расширять ее, привлекать инвестиции – это прямая обязанность органов местного самоуправления, зона их ответственности.