Вадим Татусь: Вопросы платков и хиджабов должны решать школы
Известный в Оренбургской области православный священнослужитель Вадим Татусь в интервью газете «Оренбуржье» рассказал о житейских вопросах религиозной жизни, проблеме хиджабов и крестиков у школьников, православных гимназиях и буднях священника.
О хиджабах и крестиках в школах
— Моя точка зрения такова: ношение хиджабов и крестиков – две большие разницы. Крестик носится на теле, его не видно, он никого не смущает. Хиджаб – это некий платок. Скажем, внешняя сторона. Но это не показатель истинности веры. Очень важно не вызывать раздражения. Стоит ли лишний раз подчёркнуто говорить о своей религиозной принадлежности? Ведь гораздо важнее, какая душа скрывается за хиджабом или при отсутствии хиджаба. В нашей большой стране сложно увязать традиции религиозные, национальные и светские. Считаю, вопрос должен регулироваться на уровне школы. Если в школе большинство учащихся мусульмане и эта культура не будет никого смущать – почему бы не разрешить носить хиджаб! А если будет вызывающей для основной массы, то, наверное, стоит остаться в культуре большинства.
О православном образовании
– Пока не при всех храмах есть воскресные школы. Но их по области уже очень много. В 2015 году открыли 9 аттестованных воскресных школ, в 2016-м – 21 школу. В этом году планируется открыть ещё порядка 20 школ. В Оренбурге очень сильная воскресная школа работает при духовной семинарии по улице Челюскинцев, 17, где набирается несколько групп: для дошколят от 4 до 6 лет, для детей школьного и старшего школьного возрастов. Поступить в воскресную школу очень просто. Нужно прийти в ближайший храм, при котором действует школа, подойти к настоятелю храма и задать все интересующие вопросы. Написать заявление или прошение о поступлении ребёнка в школу. Возрастных ограничений нет. Но могут возникнуть чисто технические ограничения. Например, при храме, который к вам территориально близко, воскресная школа существует, но туда набрали только детей школьного возраста, а из-за одного 5-летнего ребёнка группу дошколят открыть не смогут.
О семье
— Ко мне часто приходят молодые пары с вопросами: как не ошибиться в выборе спутника жизни, как понять, тот это человек или нет? И первый вопрос, который я задаю всем, – любите ли вы друг друга? Если последует утвердительный ответ, задаю ещё несколько вопросов. Мужчинам предлагаю задуматься, будут ли они продолжать любить столь прекрасную особу с параметрами 90-60-90, если после появления на свет детишек параметры не будут соответствовать идеалам? Если молодой человек и в этом случае уверен, что будет любить, значит, это не просто физическое притяжение и влюблённость. В этом случае речь, скорее всего, идёт о настоящих чувствах, о любви. Предлагаю задуматься, смогут ли они быть вместе в тех или иных тяжёлых ситуациях, захотят ли помогать друг другу. Люди размышляют, принимают решение. В вашем случае речь идёт о помощи христианина ближнему человеку. Но при этом совсем не обязательно вступать в брак. При создании семьи два человека соединяются в единую плоть, дополняют друг друга. Я бы посоветовал вам воздержаться от поспешного принятия решения.
Об исповеди
– Не нужно бояться исповеди. Это одно из главных церковных таинств, в котором исповедующийся в своих грехах получает прощение от Бога. Священник здесь выступает в качестве свидетеля. Представьте себе, если бы человек 50 лет не принимал душ или ванну, какое очищение ему необходимо! Так же и человеческой душе. И это очищение человек может получить благодаря искреннему покаянию. Если вы 50 лет не были на исповеди, сколько груза, о котором никогда и никому не рассказывали, вы носите в своём сердце! Когда исповедаться? Не нужно искать расписания. Можно прийти в храм, после службы подойти к священнику, он назначит либо общую исповедь, либо индивидуальную.
О поиске духовника
– Найти своего пастыря для души – дело непростое. Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постараться заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается. Это можно сравнить с поисками хлеба. За хорошим хлебом мы готовы ехать на другой конец города. Так и со священнослужителем. Духовника нужно искать. Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь ещё более надёжной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих! Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник прежде всего обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада. Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своём образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.
О браке со священником
– Выйти замуж за священника нельзя. Будущий священнослужитель должен прежде жениться, а потом его рукополагают в священный сан. Если девушка желает связать свою жизнь с обязанностями матушки, то она должна знать, что зачастую священниками становятся студенты духовной семинарии. Священник, как сапёр, ошибаться в делах семейных не имеет права. Потому что имеет право жениться лишь однажды. При разводе со священнослужителя снимается сан, и он становится безблагодатным. К супруге священника есть много требований. Она должна быть девицей православного вероисповедания, воцерковленной, с хорошей репутацией. По профессии не может быть актрисой, не может заниматься ростовщичеством.