Вадим Смирнов: Мне очень повезло с коллективом оренбургского театра кукол

Оренбургский областной государственный кукольный театр решил отметить Международный день театра не традиционным капустником-концертом, а вполне серьезным событием – творческим вечером художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Вадима Смирнова. Это первый творческий отчет режиссера за более чем 10 лет руководства театром.

В преддверии столь знаменательного события Вадим Смирнов ответил на ряд вопросов RIA56.

— Понятие «Творческий вечер» каждый может трактовать по-разному – и, как «сборную солянку» фрагментов из лучших спектаклей, и, как иллюстрированный рассказ о творческом пути, и, если это юбилей – подборку поздравлений и пожеланий, и даже (были такие прецеденты), как монолог о терзаниях и заботах личности режиссера. Что будет на этот раз, в чем сокровенный смысл понятия «творческий вечер»?

— Да, действительно, видимой причины для проведения вечера, вроде бы нет. Думали — в прошлом году, к юбилею, но – не сложилось. А нынче подумалось, что вполне возможно провести заинтересованный разговор со зрителем о судьбах театра в год, когда Оренбургскому отделению Союза театральных деятелей России исполнится 105 лет. И сделать это именно 27 марта, когда весь мир отмечает Международный день театра. В нашем коллективе этот праздник всегда отмечается очень широко, но в основном, это веселые представления для зрителей – любителей и почитателей нашего театра. А в этом году я подумал, что пора уже самому потрудиться и сделать зрителям подарок в виде заинтересованного разговора о театре и жизни. Поверьте, нам есть о чем поговорить, в том числе и о замечательных людях, с которыми мне довелось работать в разные годы жизни. Хотя, конечно, будет много фрагментов из спектаклей, которые я поставил, и где играю ведущие роли.

— Внимательно изучая список постановок и ролей, я однозначно пришла в выводу, что «Вадим Смирнов – не наигрался как актер», что это стремление самому выйти на сцену и сыграть, пусть даже второстепенную роль, во многом определяет характер постановки и ход творческой мысли. Какую роль играет этот самый «актерский зуд» в вашей творческой судьбе?

— Да, актерство мне нравится. Но не забывайте, что поступал я в свое время в Нижегородское театральное училище, чтобы выучиться именно актерской профессии. И теперь, по прошествии многих лет, будучи, в первую очередь, режиссером по профессии, я постоянно стараюсь быть как бы «внутри спектакля», наблюдаю за актерами, стараясь поставить себя на их место. Мне так легче выполнять свои функции постановщика. А выходить на сцену я люблю по-прежнему, тем более, что часто судьба подбрасывает «сюрпризы», когда срочно надо заменить актера (причина может быть любая). Текст я практически знаю всегда, поэтому мне легко. Это началось еще в период работы в Нижнем Новгороде, когда срочно понадобился ввод в спектакль «Божественная комедия». И уж если на то пошло, то театральная история знает множество примеров, когда главные режиссеры играли в своих же спектаклях. Вспомните хорошо известного вам Станислава Железкина, ныне покойного, к сожалению, который помимо таланта постановщика обладал еще и блестящим актерским даром.

— Должен ли обладать руководитель театра педагогическим даром, и, что есть для вас театральная педагогика?

— Конечно, я считаю, что режиссура и педагогика должны идти нога в ногу. Ведь в функции современного режиссера входит не только придумывание спектакля, но и нахождения в нем места художнику, композитору, а актерам, конечно. Всем важно объяснять их значимость в процессе подготовки спектакля, а это как раз и есть педагогика. Мне очень повезло с коллективом оренбургского театра – мы единомышленники, а это – главное.

— Давайте обратимся к планам театра, озвученным в начале сезона. Как дела со спектаклем «Саломея» в постановке Олега Жюгжды?

— Дела обстоят прекрасно, уже приступили к работе цеха по изготовлению реквизита. Весной начнутся репетиции, и, дай Бог, в конце мая сыграем премьеру.

— Что ж, это дело хоть и не очень далекого, но будущего. И чтобы завершить разговор о предстоящем событии, скажу, что, обычно, проводя подобные вечера, их герои стараются подвести какие-либо итоги.

— Помните, «…когда я итожу, то, что прожил, и роюсь в днях – ярчайший где?». Будет ли нечто подобное 27 марта?

— Я, правда, не знаю. Но вот уже, наверное, лет семь назад, я подумал о том, что очень много сделано интересного, и не хочется об этом забывать. В первую очередь я имею в виду людей, с которыми довелось работать и просто встречаться. Все это надо как-то зафиксировать, но я пока не знаю – как.

— А если просто предать эти воспоминания бумаге? Было бы интересно!

— (смеется) Нет, я плохо пишу, бумага меня «не слушается». Лучше еще поработаю, а там видно будет…