Галина Шешукова: Муниципальный фильтр повышает конкурентоспособность на политической арене

Политическая реформа, предполагающая муниципальный фильтр и благодаря которой только у нас в области уже зарегистрировано около 70 партий, с каждым днем повышает конкурентоспособность на политической арене. Об этом заявила руководитель социологического центра «Общественное мнение», доктор политических наук, профессор Оренбургского института МГЮУ Галина Шешукова.

— Выборы высшего должностного лица субъекта федерации на территории Оренбургской области, которые состоятся 14 сентября, в этот раз серьезно отличаются от выборов 1999-го и 2003-го года, когда была сильнейшая конкуренция. (Напомним, в 1999 году за кресло губернатора боролись депутат ГД, председатель Комитета по аграрным вопросам Алексей Чернышев, экс-губернатор Владимир Елагин и генеральный директор Орско-Халиловского металлургического комбината Павел Гуркалов. В  2003 году тоже была настоящая конкурентная борьба между А. Чернышевым и О. Наумовым от праволиберальной партии, который имел  достаточные финансовые ресурсы).

В этот раз конкуренция как таковая не состоялась, в первую очередь, из-за политической ошибки оппозиции, когда ЛДПР,  КПРФ и «Справедливая Россия» приняли  решение о выдвижении единого кандидата от оппозиции – депутата ГД Сергея Катасонова.  

А между тем, ни для кого не было секретом, что к Сергею Катасонову есть претензии правоохранительных органов (по поводу невыполнения договора по строительству, под который давались гарантии области) и нравственного характера (по поводу присвоенного им звания доктора экономических наук). Возникает сразу два вопроса, почему раньше руководство партии ЛДПР  на эти вещи не обращало внимание. Ну и конечно, почему в региональных отделениях партии знали обо всех этих фактах и не смогли предусмотреть эту ситуацию.

Таким решением оппозиционные  партии лишили себя возможности выдвинуть своих кандидата и участвовать в выборах губернатора .

Учитывая все обстоятельства, партии должны более серьезно подходить к подбору своих кандидатов на выборах любого масштаба. В итоге сегодня мы имеем такую картину: борьбу одного  известного и много новых претендентов. Однако говорить, что никто из новичков не может составить реальную конкуренцию временно исполняющему обязанности губернатора Юрию Бергу, я бы не стала. Вспоминается случай, когда в  оренбургский горсовет шел самовыдвиженцем Борис Савицкий. За полтора месяца до выборов, согласно нашим опросам, его рейтинг был 3,2 процента. Непроходной результат! Но он собрал с избирателей большое количество наказов – дорогу отремонтировать, площадку сделать – и за полтора месяца почти все их выполнил. За две недели до выборов рейтинг его вырос в восемь раз, и он стал депутатом горсовета. Конечно, выборы в горсовет и главы области – это не одно и то же. Но я бы  обратила внимание на то, что в любой избирательной кампании возможны такие «сюрпризы».

Татьяна Титова, помощник генерального директора «Газпром межрегионгаз Оренбург» – человек в политике не новый. В свое время была одним из организаторов в области регионального отделения СПС. Сегодня Титова выдвинулась от «Гражданской платформы». При грамотной агитационной политике Татьяна Титова может мобилизовать свой электорат.
Галине Широковой, заведующей отделом Центра детского творчества Оренбурга, при серьезном ведении кампании можно рассчитывать на поддержку коллег бюджетников и пенсионеров, учитывая, что она представляет Партию пенсионеров России. Абдрахман Сагритдинов от Партии ветеранов России вполне может повести за собой военных. Сергей Полозов привлечет, очевидно, названием партии – Коммунистическая партия социальной справедливости, которая, впрочем, мало что общего имеет с КПРФ.

Что касается Александра Митина, выдвиженца от партии «ЧЕСТНО. Честность. Справедливость. Ответственность» — он самый узнаваемый из кандидатов – конкурентов Юрия Берга,  как бывший руководитель местного отделения «Справедливой России». Однако у него есть большой минус – судимость, о которой избиратели узнают  в день выборов в информации на избирательном участке. Без сомнения, наличие этих конкурентов, и то, что они смогли пройти самую тяжелую процедуру — муниципальный фильтр – говорит о том, что сегодня двери политики ни для кого не закрыты, в выборах могут участвовать все. Кроме того эти кандидаты могут на этих выборах заработать неплохой политический капитал, который позволит им успешно участвовать в дальнейших избирательных кампаниях . И это — свидетельство открытости сегодняшней политической системы.

Справка:

Всего в единый день голосования пройдет 5 780 избирательных кампаний разного уровня, на которых будет распределяться в общей сложности свыше 43,5 тыс. депутатских мандатов. По данным ЦИК, в 14 регионах будут избраны новые составы заксобраний, в трех столицах субъектов выберут мэров. На пост глав 30 регионов в общей сложности выдвинулись 198 кандидатов: 30 из них идут от ЛДПР, 28 – от «Единой России», 26 – от КПРФ, 19 – от «Справедливой России». Кроме того, своих кандидатов выдвинули 39 непарламентских партий. Еще три кандидата идут на губернаторские выборы самовыдвиженцами. При этом в ряде регионов борьба будет острее, чем можно ожидать, считают аналитики. Конкуренция в этом году возросла, в том числе, благодаря фактору муниципального фильтра. Он стал своеобразным «тестом на зрелость» и позволил отсеять слабых кандидатов, а также тех, к кому предъявляли претензии правоохранительные органы. Ответственность в этом плане проявили ЛДПР в Оренбургской области и КПРФ в Нижегородской и Липецкой областях. 

Помимо представительства в муниципальных органах власти, партиям «требовалось наличие конструктивных отношений с партнерами или готовность эти отношения выстраивать, идти на встречные обязательства, коалиционные договоренности». В ряде случаев, к примеру, в Волгоградской и Оренбургской областях, преодолеть барьер им помогла «Единая Россия». Иногда такая помощь была оказана де-факто, без публичных заявлений. Тем самым партия большинства сознательно поставила себя в условия острой конкуренции.