Ничего себе…подарок
Оренбург поздравили с праздником. Поздравили так, что часть города вздрогнула, а часть утонула в причитаниях по поводу и без. Транспортный самолет над Оренбургом кружил меньше часа, но этого вполне хватило, чтобы перепугать население до степени невменяемости.
Военное судно ИЛ-76 четырежды пролетело над Степным районом Оренбурга, приветствуя участников митинга, посвященного 25-летию вывода войск из Афганистана. После всего написанного и сказанного сложилось четкое ощущение того, что полет транспортной громадины показался удивительным только тем, кто был на том самом митинге. Все остальные …приготовились к худшему.
Бежать в укрытие (причем в какое? Куда?), прятать детей, звонить родным, срочно эвакуироваться – жители Степного и Малой Земли отважились на многое ради того, чтобы не слышать шум турбореактивного самолета. Его приближение раз от разу сеяло панику. Причем особо напуганные спасались интернетом, выкладывая туда все новые ролики о приближении воздушного гиганта.
Телефон дежурного по городу «раскраснелся» за секунды. Звонки посыпались спасателям, полиции, медикам, коммунальщикам. Диспетчеры спокойно и ровно объясняли каждому, что в городе праздник, памятная дата. Самолет – всего лишь часть авиашоу, не нужно волноваться. Но, турбины приближающегося ИЛа вновь сотрясали окна и стены….приготовились к худшему.
Наступило долгожданное «перемирие». Небо над городом опустело. Торжественная часть запланированного митинга закончилась, а ИЛ-76 благополучно полетел на военный аэродром в пригороде, даже не подозревая о том, что станет главным героем всех до единого выпусков новостей. Не потому что праздник, а потому что страшно.
Я родилась в маленьком городе Башкирии, который некогда гордился своим авиационным прошлым. Каждый год, а порой и несколько раз в год, над жилым городским массивом многоэтажек устраивали потрясающие авиашоу. У меня, как и у любого взрослого, дух захватывало при виде вертолетов, отплясывающих над полным стадионом зрителей «Калинку», или когда военные летчики демонстрировали высший пилотаж, закручивая петлю высоко в небе. Когда мне было 10 лет, меня это не пугало, это был восторг. После череды катастроф в российских городах вся эта небесная шоу-канцелярия быстро сдулась. Ни праздников тебе, ни авиашоу. Из года в год скучные экскурсии. Полеты воздушных судов над населенными пунктами только в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ. Строгие правила – строгий запрет.
И вот он ИЛ-76, военно-транспортный самолет с четырьмя турбореактивными движками помахивает крыльями с высоты 12-ти этажного дома. Не какой-то там АН! А легендарный ИЛ-76, борт, который принимал активное участие в Афганской войне. Самолет, размером в половину футбольного поля, на борту которого тонны топлива. Как? Откуда? Кто разрешил? Почему не предупредили? Почему так низко? Что самое невероятное, город, даже не успел подумать, что учения идут.
Массовая истерия началась в интернете и социальных сетях. Люди пытались кричать буквами, каждый высказывал свою версию произошедшего. Что, грустнее всего, официальная — от администрации Оренбурга — появилась чуть позже. За это «чуть» тысячи пользователей успели поверить во все, что угодно, но только не в праздничный «Илюшин» полет над Оренбургом.
Праздничным перелетом заинтересовались и в военной прокуратуре. Но если разрешение было, а оно действительно есть (это подтвердил военный комиссар Оренбургской области, военный летчик и Герой России Андрей Зеленко), то претензий у ведомства к военным не будет. Судно пилотировали профессионалы на допустимой высоте. О сюрпризе могли предупредить, но не стали. Потому что настоящий сюрприз, он тем и хорош. Эффект неожиданности должен был, видимо, согреть сердца оренбуржцев. Получился обратный эффект – то, чего ну никак не ожидали.
Несмотря на все гневные отзывы, мне с трудом верится в то, что, если бы предупреждение было, если бы по всем весям разнесли о том, что над Оренбургом на низкой высоте пролетит ИЛ-76, это приняли бы к сведению. Потому что большая часть жителей Оренбурга понятия не имеет, как ревут турбины двигателей ИЛа, потому что большая часть оренбуржцев не сможет отличить военный самолет от гражданского с высоты птичьего полета, потому что живем заложниками собственных страхов и пугающей статистики. Гораздо легче, как выяснилось (и это сугубо психологический фактор), поверить в страшное, чем восторженно разглядывать в окно высотки пролетающую мимо транспортную громадину.
Постскриптум. Через полчаса после торжественного полета ИЛ-76 над Оренбургом позвонила мама из Башкирии и тревожным голосом спросила в трубку: «А, правда, что у вас там самолет на «Армаду» упал? Занавес.