Ренат Давлетьяров: Для меня в кино главное — это создание атмосферы времени

Ренат Давлетьяров больше известен российскому кинозрителю в качестве продюсера. Благодаря его поддержке вышли на широкий экран и пользовались популярностью такие фильмы, как трилогия «Любовь-морковь», «Индиго», «Моя безумная семья», «Стальная бабочка» и другие. В последние годы Ренат успешно стал сочетать продюсирование с режиссурой и выпустил уже несколько фильмов, где выступил как режиссер. Одним из самых успешных его проектов стал фильм «А зори здесь тихие…» — экранизация одного из лучших советских произведений о войне, принадлежащего перу Бориса Васильева.

фото: www.kinopoisk.ru

На кинофестивале "Восток&Запад. Классика и авангард" в Оренбурге Давлетьяров представил сразу два фильма, где он выступил, как режиссер — фильм «Однажды», и продюсер — фильм «Зеленая карета». Ренат любезно согласился ответить на несколько вопросов RIA56.

— Фильм «Однажды» снят по мотивам повести Юрий Короткова «Американка». В 1997 году режиссёр Дмитрий Месхиев уже снял фильм по этому произведению.  Что заставило Вас менее чем через 20 лет вновь обратиться к этой повести и осуществить её экранизацию?

— Дело в том, что я принимал непосредственное участие в создании сценария фильма 97-го года. По ряду причин я не смог снять его сам, и к работе был привлечен мой друг Дмитрий Месхиев. Не могу сказать, что фильм получился неудачный, но там  было пропущено несколько ключевых моментов сценария, являющихся для меня очень важными. Кроме того, нельзя не отметить, что в фильме была весьма поверхностно воссоздана атмосфера того времени, а это очень важно. Напомню, что действие фильма происходит в 1972 году — времена, так сказать, «глухого застоя» — и очень важно было не ошибиться в деталях. Ведь это не такое далекое прошлое, многие люди прекрасно помнят те времена, и очень не хотелось бы, чтобы авторов обвиняли в  элементарном незнании реалий той жизни. Потому я и принял решение о съёмках своего варианта фильма, но уже под название «Однажды», а не «Американка», как у Месхиева.

кадр из фильма "Однажды"

— Что ж, касательно атмосферы того времени — у Вас все отлично. Как будто на машине времени попали в это не такое уж далёкое время, когда парни ходили в расклешенных брюках, а на танцплощадках звучали популярные композиции Юрия Антонова и «Веселых ребят». Главные роли исполняют, в основном, молодые артисты. Как им удалось вжиться в то время?

—  Ну, помимо молодёжи в фильме снимались люди, которые то время прекрасно помнят, например, Сергей Гармаш. Да и я в начале 70-х был вполне в сознательном возрасте, чтобы помочь молодым создать верные характеры ребят того времени. Кроме того, в группе были опытные консультанты, которые смогли верно подобрать антураж той эпохи: от костюмов, до музыки.

   — Кстати, насчет музыки. В фильме постоянно звучат суперпопулярные песни 70-х. Но некоторые из них мы услышали не в оригинальном исполнении. например, «Веселых ребят», а в перепеве группы «Х…забей». С чем это связано?

 — Песни в оригинальном исполнении звучат в фильме, когда они доносятся с магнитофона, или грампластинки. А на танцах, где происходит ряд ключевых сцен, эти же композиции должны звучать в исполнении похожем, но не оригинальном. Поэтому  наши редакторы предложили перепеть эти песни ребятам из группы «Х…забей!» По-моему, получилось неплохо, а главное — правильно.

— После фильма «Однажды», вы, как режиссер, сняли еще один фильм, о котором много писали, и который вызвал неоднозначную реакцию среди зрителей – «А зори здесь тихие…». Не хотелось бы обсуждать его сейчас, но вопрос задать могу: он тоже был ремейком популярного фильма Станислава Ростоцкого. Что, это у Вас теперь специализация такая, ремейки снимать?

 — Нет, конечно. Но с другой стороны всегда интересно попробовать себя в качестве человека, который может сказать свое новое слово в «старых песнях о главном».