Святослав Щетинин: Чем раньше выявлен рак, тем лучше прогноз
Злокачественные опухоли являются одним из самых распространенных заболеваний на планете. Ежегодно рак находит себе миллионы новых жертв и становится причиной смерти 13% людей. Во Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями, который отмечался 4 февраля, журналисты встретились с хирургом-онкологом Орского онкологического диспансера Оренбургской области Святославом Щетининым – доктором с сорокалетним стажем, чтобы получить ответы на волнующие многих вопросы.
– Святослав Владимирович, почему в организме возникает рак?
– Нет единой причины, которая бы приводила к злокачественным заболеваниям. Это – болезни генетического аппарата клетки. Причин много, начиная с наследственности и заканчивая вредными факторами внешней среды (радиация, химические канцерогены).
На одном из международных конгрессов доктора из разных стран давали расклады о степени зависимости заболеваемости злокачественными опухолями от разных факторов. Сошлись на том, что 1-2 место делят фактор курения и фактор питания, на 3-м месте половой фактор (большое количество заболеваний женской половой сферы провоцирует появление опухолей). Фактор внешней среды немецким и нашим докладчиками были поставлены на седьмое место, испанцами и вовсе – на семнадцатое, так что сегодня доктора сходятся во мнении, что экологическая обстановка не является главным провоцирующим фактором.
– Есть мнение, что онкологические заболевания – это запрограммированный процесс самоуничтожения организма. Вы с этим согласны?
– Если глубоко с философской точки зрения посмотреть, для природы важно поддержание вида как такового. Сюда входят воспроизводство, эволюционные процессы и уничтожение «ненужных» организмов. Так что доля истины здесь есть. Это подтверждается еще и тем, что злокачественные заболевания – болезнь преимущественно пожилого, старческого возраста
– Но они встречаются и у детей, и у молодежи?
– У детей это врожденное, генетический сбой. Это естественный отбор. Хоть наши ученые при социализме критиковали теорию естественного отбора, говорили, что это буржуазные выдумки, но природа есть природа…
– Какие онкозаболевания сегодня в лидерах?
– В общей структуре заболеваний в России, да и у нас в Орске, на первом месте стоит рак кожи, на втором – рак легких, на третьем – рак молочной железы, далее идет рак толстой кишки и рак желудка.
Если говорить о женщинах – у них на первом месте рак молочной железы. Такая ситуация складывается во многих цивилизованных странах. Проблема сверхактуальна, тем более что опухоли в последнее время стали выявляться у более молодых женщин. Почему во всех странах увеличивается количество рака молочной железы? Потому что репродуктивный период у женщин значительно увеличился. Если раньше он продолжался в среднем с 17 до 42 лет, сейчас – с 14 до 55. Кстати, заболеваемость у нас не самая высокая. Если в России она составляет порядка 50 случаев на 100 тысяч населения, то в Австралии – 102, в Швейцарии – около 100. Самая низкая заболеваемость – в азиатских странах: Китае, Японии. Это связано с традициями длительного кормления детей, значительно меньшим количеством абортов, стрессов.
К сожалению, пока на заболеваемость как-то серьезно воздействовать не получается. Многие обвиняют во всем экологию, но, как я уже сказал ранее, курение и питание здесь имеют гораздо большее значение. От того, насколько питание сбалансировано, достаточно ли в нем белковой пищи, витаминов, во многом зависит иммунитет. Для возникновения злокачественных опухолей он имеет основное значение. Злокачественные клетки в больших количествах присутствуют в организме каждого человека, но иммунитет их подавляет. Вот почему его укрепление так важно. Советы, как это сделать, даны еще до нашей эры: солнце, воздух и вода плюс умеренность во всем.
– Но ведь кроме этого есть и группы риска, генетическая обусловленность?
– Безусловно, наследственность влияет на заболеваемость. Прямой взаимосвязи нет; если у матери был рак груди, это не значит, что у дочери он возникнет. Но она попадает в группу риска. Подчеркну: здесь значение имеет только самое прямое родство: мать или сестры. Сегодня установлено, что всем женщинам в профилактических целях надо делать маммографию с 39 лет, представительницам группы риска желательно проходить процедуру раз в год. Чем на более ранней стадии будет выявлено злокачественное образование – тем лучше прогноз.
Повышение доступности маммографии дало нам выявление рака молочной железы на первой стадии. Это важно, так как результаты лечения рака молочной железы во многом зависят от стадии. При первой пятилетняя выживаемость составляет порядка 85-90 %. При второй «а» стадии (когда нет метастазов в лимфоузлах) – 68-70 %, при второй «б» – намного ниже.
Что еще важно, если при 1-2 «а» стадии можно добиться излечения, то при стадии 2 «б» чаще всего речь идет только о продлении жизни.
– В Орске планируется открытие маммологического центра. Как вы считаете, его работа станет для вас подспорьем?
– Все зависит от того, какие задачи будут поставлены. Если будет вестись профилактика, беседы с работниками предприятий – это хорошо. Еще лучше, если будет возможность проводить маммографию или УЗИ молочной железы (это менее информативное исследование, показанное пациенткам в молодом возрасте). При проведении маммографии важно правильное чтение снимков, у рентгенолога должна быть связь с нашей операционной, чтобы он мог сравнить увиденное на пленке с тем, что есть на деле.
– Не все опухоли молочной железы злокачественные. Как их различить?
– Доброкачественных опухолей, к счастью, больше. Определить, с чем мы имеем дело, помогает гистология. Есть современный метод, который применяется для дифференциальной диагностики: если при маммографии рентгенолог видит непонятную тень, показано проведение КТ молочной железы. Процедура дорогостоящая (в Орске выполняется одним из частных центров), не самая приятная – надо пролежать около 40 минут лицом вниз, но, если опухоль выявлена, с помощью такого исследования можно получить данные о ее доброкачественности.
– Сегодня много говорят об онкомаркерах. Какие виды рака они помогают выявить?
– Большое значение для мужчин имеет простат-специфический ген – PSA, который позволяет заподозрить рак простаты. Этот маркер хорош для скрининга. Повышенный PSA – повод для обследования у уролога. Есть раковоэмбриональный антиген, который помогает следить за динамикой при меланоме. При лечении рака молочной железы применяют маркер СА15-3, но я не видел от него, как, собственно, и от других маркеров, практической пользы. Бывало, что больной уже умирает, а показатели в норме.
Для выявления онкозаболеваний на ранних стадиях женщинам рекомендуется посещать гинеколога и обследовать молочную железу. Для диагностики рака легких информативен рентген (не флюорография). Рак кишечника или желудка можно обнаружить по скрытой крови в кале, анализ на нее рекомендуется ежегодно делать лицам старше 45 лет. Конечно же, важно внимательно следить за новообразованиями на коже.
– Правда, что в последнее время злокачественные опухоли становятся все агрессивнее, быстрее прогрессируют?
– Таких опухолей, по непонятным мне причинам, становится больше. Кроме своего многообразия, раковые опухоли очень приспосабливающиеся, малюсенькая клетка очень быстро начинает вырабатывать вещества, которые нейтрализуют химиопрепараты. Даже если осталась небольшая популяция, она дает быстрый рост и метастазы. Чем опухолевые клетки отличаются от нормальных? Нормальная, оторвавшись, куда-то попадает и тут же погибает, а если отрывается опухолевая – она начинает размножаться.
– Как вы считаете, результат лечения зависит от настроя пациента?
– Он во многом зависит от применяемой терапии. Когда к хирургическому методу добавилась химиотерапия, смертность стала снижаться. Сейчас, дополнительно к ним, у нас появилась возможность проводить лучевую терапию, что дает результаты. Также используется гормональная терапия. Но настрой пациента, несомненно, важен. К примеру, в моей практике был случай: практически одновременно поступили 2 женщины с раком молочной железы в стадии 2 «б». Отягощало ситуацию то, что обе попали к нам вскоре после родов (детям было до полугода), обе кормили, от обеих ушли мужья, что создавало дополнительный стресс. Прогноз был плохой. Но им настолько было необходимо жить, что обе выжили. Сейчас, по прошествии 15 лет, обе эти женщины живы. Так что настрой имеет огромное значение.
Добавим, около 8 тысяч пациентов состоит на учете в орском онкологическом диспансере. Из них 1560 – пациентки с раком молочной железы. Только в этом году он был выявлен у 112 женщин.