Последние из могикан

Семья Набоевых из Бугурусланского района Оренбургской области занимается фермерством уже много лет. Супруги по личному опыту знают, что организовать подсобное хозяйство – еще не самое сложное, труднее потом полученную сельхозпродукцию реализовать.

Фото Андрея Шаляпина

Николаевка (Городецкое) — одно из малых сёл, приютившихся в окрестностях Полибина. Жизнь теплится здесь благодаря животноводческой ферме ООО «Полибино» да сельчанам-трудоголикам Набоевым, которых, к сожалению, можно назвать «последними из могикан».

Что касается остальных жителей Городецкого — крестьянствуют из них немногие. Минувшим летом с шестидесяти четырёх имеющихся подворий в общественное стадо выгонялось всего 11 коров, тогда как ещё три-четыре года назад их было 86.

Елене Набоевой трудно понять, как это возможно: не работать, «жить для себя», часто — на одни только детские пособия. Сама она, несмотря на солидное подсобное хозяйство, и полибинским Домом культуры заведует, и в мини-магазине «У Ксюши» заправляет.

На подворье Набоевых содержатся пять дойных коров, восемь голов молодняка, 12 свиноматок и поросята — за год «поспевает» до ста хрюшек. В поле засеиваются до трёх гектаров картофеля, 20 соток лука-севка, по 30 гектаров пшеницы, ячменя, подсолнечника; 40 гектаров отведены под сенокосные угодья. Справляться с таким объёмом работ непросто, поэтому на помощь приходят, по возможности, дети, которые живут отдельно, да один сезонный рабочий. Из «железных помощников» — два трактора («Беларусь-82» и МТЗ-8) и комбайн «Нива».

Елена и Юрий Набоевы — люди сельские. Поэтому, как только поженились, обзавелись живностью, гектаром земли. Со временем хозяйство множилось и крепло, и в 2002 году в Бугурусланском районе одним КФХ стало больше.

К сожалению, вскоре новоиспечённые фермеры на своей шкуре испытали все «прелести» малого предпринимательства. Бесконечные разъезды, утомительный сбор документов, выбивание полагающихся, но не идущих в руки дотаций… Последней каплей терпения стали возросшие с 11-ти до 37-ми тысяч рублей в год налоговые отчисления в Пенсионный фонд. Так на смену ликвидированному КФХ «Набоева» пришло ЛПХ.

Сбыт сельхозпродукции — отдельная тема для разговора. Надо, например, пару КамАЗов подсолнечника реализовать, но не тут-то было: с такими малыми партиями никто связываться не хочет. А на рынке стоять — некогда, да и толку от этого мало. Картошку раньше у частников из рук рвали, а теперь спроса, можно сказать, никакого.

— Многие горожане, особенно молодёжь, идут за покупками в сетевые магазины, которые растут, как грибы, — делится своими наблюдениями Елена Владимировна. — Им проще взять на бегу пакет «долгоиграющего» молока или отовариться сеткой картофеля неизвестного качества, чем ходить по рынку и выбирать экологически чистые продукты…

Кстати, о молоке. Его хозяйка использует, в основном, для выпаивания поросят до двухмесячного возраста. После закрытия колхозного сливпункта реализовать его не получается. Ну, купит бабушка-односельчанка трёхлитровую банку раз в неделю — а остальное куда девать? Ведь корова дважды в день доится.

Такие же проблемы и со сбытом сливочного масла: копишь-копишь, потом перетопишь и, если не продашь, кому-нибудь так отдашь: примите гостинчик от бурёнки.

По мнению Елены Владимировны, с мясом на рынке сельскому товаропроизводителю тоже делать нечего: там правят балом перекупщики.

— Нас они даже близко к прилавку не подпускают, чтобы цену не сбивали, — с сожалением констатирует сельчанка. — Вот если бы отвели в павильоне несколько мест с надписью «Частное подворье», от покупателей отбою не было бы… А так — приходится мясо сдавать за бесценок этим же перекупщикам. Да ещё справки от ветеринара и из сельсовета им предоставь. Да голову, шкуру, ливер просто так отдай — иначе и мясо не возьмут.

И всё-таки, несмотря на эти несуразности, отказываться от личного подсобного хозяйства Набоевы не собираются. Потому что привыкли честным трудом зарабатывать нелёгкий крестьянский хлеб.