«Разные грани одной роли». Зинаида Карпович и Юлия Ковальчук рассказали о подготовке нового спектакля
В Оренбургском драматическом театре им. Горького начались сценические репетиции спектакля «Шесть блюд из одной курицы» по пьесе Ганны Слуцки. Постановку готовит художественный руководитель театра, народный артист России Рифкат Исрафилов, который в самом начале работы, еще в подготовительный период, предложил весьма нестандартное решение: на главную роль (крутая мамаша непутевого сыночка-холостяка) назначены две актрисы – опытная, и вполне подходящая по возрасту Зинаида Карпович, и совсем юная, недавняя выпускница театрального отделения ОГИИ Юлия Ковальчук.
Причина такого решения нам неизвестна, мэтр хранит по этому поводу молчание, но RIA56 удалось побеседовать с обеими исполнительницами главной роли и узнать их мнение об этой работе и много еще о чем.
Зинаида Карпович – ведущая актриса театра, в труппе с 1976 года, заслуженная артистка РФ. Занята в большинстве спектаклей текущего репертуара.
— Зинаида Михайловна, в списке ваших ролей очень много разных матерей: от классики (Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» или Васса Железнова) до крестьянки Ганны («Бесталанная»). И вот еще одна, теперь уже в современной комедии. Чем интересная для вас эта роль?
— Еще в процессе читки я определила для себя, что раз дело происходит в состоятельной еврейской семье, то и героиня должна иметь какие-то характерные черты этого народа. Так, я постаралась дать ей характерные интонации и даже движения. Но главное – это то, что даже те, кто ни раза не сталкивался с еврейской мамой, знает, что это такое. Еврейская мама – это взрывоопасная смесь тирании и всепоглощающей любви, и это сочетание далеко не всегда идет на пользу семейным отношениям. Так и здесь, моя героиня, уже один раз разрушила счастье своего сына, и вот теперь, когда «мальчику» уже 40 лет, пытается наверстать упущенное – женить своего незадачливого отпрыска, для чего устраивает своеобразный кастинг невест. Моя героиня давно и безраздельно руководит жизнью сына, успевая при этом грамотно и успешно вести бизнес. И вот эта успешность в делах застилает ей глаза пеленой уверенности в своей непогрешимости.
Вы знаете, несмотря на это я полюбила и поняла свою героиню. Да, она во многом заблуждается, но она так искренна в своих заблуждениях! А это много значит для раскрытия характера.
— Были ли случаи преодоления себя, своей психофизики, во время работы над ролью, что вы добавляли от себя?
— Знаете, молодое поколение у нас в театре – это, в основном, креативные молодые люди, склонные к импровизации и свободе, многие раньше играли в КВН. Я – нет, привыкла строго исполнять задания режиссера, хотя часто имею собственное представление о своем персонаже. Но чем хорош Рифкат Исрафилов – так это тем, что он всегда прислушивается к мнению актера. Вот и здесь, моя героиня, несмотря на то, что ей уже за 60, следит за собой, и, как сказано в тексте пьесы, помимо бизнеса и сына, для нее очень важны фитнес и шейпинг. Но дело в том, что сейчас в столицах это уже не актуально, крутые дамочки сейчас увлекаются классическим балетом, и раза два-три в неделю идут в балетный класс, к станку и «делают» свою фигуру хотя бы немного похожей на тело Плисецкой или Лопаткиной.
Мне повезло, что в свое время моим педагогом по пластике был знаменитый актер Илья Рутберг, который и поставил мне «балетные» руки. Я уже многое не могу, но память рук сохранилась, и я сейчас уговариваю Рифката Векиловича сделать с моей героиней какой-нибудь балетный эпизод. Это будет как раз в духе современной моды. Конечно, физически мне сложнее, чем моей молодой напарнице, но я стараюсь решать роль через опыт и знания, которых у меня предостаточно.
— А случалось ли Вам, в более молодом возрасте играть героинь гораздо старше себя, и как Вы с этим справлялись?
— Вспоминаю ситуацию со спектаклем «Ричард III», когда мы должны были везти его на театральный фестиваль в Сочи, а обе возрастные актрисы, Изольда Лидарская и Александра Жигалова, исполняющие роль королевы Елизаветы, выбыли из строя по объективным причинам. И тогда я, набравшись смелости, пошла к Рифкату Исрафилову, и предложила себя на эту роль, благо она небольшая и текст был мне знаком. Он был не очень доволен, но деваться было некуда, и пришлось согласиться. Тогда я стала тщательно продумывать внешний облик старой королевы, помимо грима я решила ходить с клюкой, внимательно присматривалась к тому, как ходят пожилые больные люди и, в конце концов, нашла эту «изюминку». Роль удалась, и Рифкат Векилович поблагодарил меня за мою инициативу. Но в новой героине мне гримироваться особенно не надо, мы почти совпадаем с ней по возрасту.
Юлия Ковальчук – выпускница курса Рифката Исрафилова 2015 года. Сыграла несколько ролей второго плана в спектаклях «Братишки», «Боинг-Боинг», «Летучий корабль» и главную роль в мелодраме «Продавец дождя»
— Юля, какова была твоя реакция, когда ты увидела распределение ролей в новой постановке?
— Дело в том, что меня во время распределения ролей не было, и подруга прислала мне по телефону приказ, где я значилась в главной роли. Я сразу подумала, что это – ошибка, что я должна играть одну из невест, но потом оказалось, что никакой ошибки нет, и я еще долго находилась в состоянии легкого стресса. Но в театре приказы не обсуждаются, раз постановщик так решил, значит, будем пробовать. Скажу честно, во время читок я не очень понимала, что делать, но только когда начались репетиции на малой сцене, я поняла, что это ведь – здорово!
Конечно, в подготовке роли будет еще немало проблем – от грима до движений. Но меня спасает то, что нынешние женщины в возрасте выглядят, зачастую моложе самих себя двадцать лет назад. Что же касается личности героини, то мне она видится эдакой Хозяйкой Медной горы которая много лет держит в руках бизнес, все делает сама, мало кому доверяет, из-за этого и счастье сына проворонила. Но она все равно стоит на своем, боясь «дать слабину», и в этом все проблемы их семейства. Думаю, что в наше время, тема инфантильных мужчин и суровых мамаш не потерла своей актуальности.
Премьера спектакля «Шесть блюд из одной курицы» (16+) состоится 7, 8 и 9 марта на сцене областного театра драмы.