Александр Болотов: На «Оренбургских минералах» происходят революционные процессы
В этом году Киембаевскому горно-обогатительному комбинату «Оренбургские минералы» исполняется 35 лет. Что сейчас происходит на предприятии и какой у него курс развития, рассказал заместитель генерального директора, начальник управления по развитию и внедрению новых технологий и инвестиционных проектов ОАО «Оренбургские минералы» Александр Леонидович Болотов.
«Идей много, хочется все их воплотить в жизнь», – вот первое, что мы услышали в управлении по развитию и внедрению новых технологий и инновационных проектов ОАО «Оренбургские минералы».
— Александр Леонидович, а почему возникла необходимость в создании подобного управления?
— Инвестиционные проекты – это отдельная большая тема. Глубокую модернизацию фабрики мы начали 6 лет назад. Хотя, по сути, этот процесс шел с момента пуска первой очереди. Проектная мощность предприятия составляла 500 тысяч тонн асбеста в год. Потом цифра изменилась на 550 тысяч тонн. Мы переходили с одних марок асбеста на другие и т.д. Но все изменения шли постепенно, так сказать, эволюционным путем. А значит, и «поправки» в технологический процесс вносились по мере необходимости.
Сегодня на воплощение в жизнь наших задумок уже нет столько времени, сколько было, скажем, лет десять назад: мир так быстро меняется, что надо успевать реагировать на эти перемены. И вот в 2008-м была начата грандиозная революционная программа: мы остановили второй грузовой каскад, приобрели дробилки ДЦ. Занял этот процесс около полутора лет. Стоимость проекта составила больше 100 миллионов рублей. Но, надо сказать, он уже окупился.
Известно, что на сегодняшний день объемы производства хризотилового волокна мы снизили. Это дало возможность руководству предприятия активнее заниматься модернизацией, перенаправить высвободившиеся кадры на новые участки работы. Сейчас работаем над проектом замены конусных дробилок на ударно-роторные [инвестиции составят около 65 миллионов рублей]. Это современное, экономичное, эффективное оборудование, позволяющее производить более конкурентоспособный товар.
— Чем принципиально отличается такое оборудование от того, которое работало на фабрике раньше?
— Самое главное – сократится количество стадий дробления. Этот принцип лежал в основе производства на обогатительных фабриках Канады и Бразилии. С грузового потока – ДСК – щебень теперь не будет сбрасываться в отходы лишь на конечных стадиях дробления. Мы будем «отсекать» его в начале технологической цепи, что даст существенную экономию ресурсов. Сам щебень, благодаря новым дробилкам, приобретёт кубовидную форму. Улучшится его главная характеристика – сцепление, что является одним из важнейших показателей качества для данного вида продукта. Приобретено также два новых грохота, которые очистят щебень от пыли и волокна. Они в пять раз производительнее тех, которые работали раньше. Важно понимать, что в России все щебеночные заводы построены именно для производства данного материала. А у нас это побочный продукт. Значит, затраты на него гораздо ниже, следовательно, ниже и цены. Кроме всего прочего, изготавливая щебень, мы снижаем количество отходов от производства хризотилового волокна. На сегодняшний день мы готовы выпускать 500 тысяч тонн щебня. В перспективе – 2,5-3 миллионов тонн в год.
— Нам известно, что производство щебня – это не единственный проект, над которым сегодня идет активная работа. Что еще в инвестиционном портфеле предприятия?
— Идет процесс автоматизации фабрики, к концу года он будет завершен. Весь технологический цикл будут контролировать камеры, датчики и прочее «умное» оборудование. В основе – система «Siemens», которая позволит нам добавлять следящие устройства там, где это будет необходимо. Таким образом, мы сможем исключить присутствие человека на участках с вредными условиями труда, а управление производством – сделать максимально мобильным и подконтрольным.
— В условиях идущей антихризотиловой кампании руководство предприятия взяло курс на диверсификацию производства, чтобы снизить до минимума риски, существующие для таких моногородов, как Ясный. В каком направлении двигается акционерное общество?
— Действительно, мы открываем и будем открывать новые производства, не связанные напрямую с добычей и переработкой хризотила. Если раньше мы производили продукт, продавали его, и на этом наша миссия заканчивалась, то сейчас нам интересно предлагать потребителю технологии. Именно для этого мы запустили здесь, у себя, линию по изготовлению шифера – своего рода испытательный полигон. Не секрет, что асбест, добываемый на разных месторождениях, имеет свои особенности. К нему необходимо приспособиться, понять, как наилучшим образом использовать его полезные свойства. Теперь, изготавливая свой шифер из своего материала, мы можем транслировать имеющийся опыт там, где в этом возникает потребность. Например, специалисты «Оренбургских минералов» выезжали в Бангладеш, где отладили линию по изготовлению шифера. Привезли благодарность от наших партнеров. Теперь пробуем выпускать плоские асбоцементные листы, а это и облицовка, и сэндвич-панели – продукция, востребованная сегодня в строительной отрасли. Что бы ни говорили, а материал этот долговечный, не гниет и не горит.
Кроме этого, занимаемся вопросом производства утеплителя – вспенивающегося волокна. Видели подобное в Китае. Специалисты поедут, подробно изучат технологию. Будем изготавливать посыпку, магнезиальный цемент, различные строительные смеси, для которых планируем наладить выпуск мягкой современной тары МКР из полипропилена. Эти проекты изначально являются выгодными потому, что есть вся необходимая инфраструктура [здание, коммуникации, складские помещения], есть люди, есть опыт. Остается поставить оборудование, обучить персонал, отработать технологию.
Имеется задумка и в направлении дорожного строительства. Причем строить дороги мы хотим по канадской технологии из производимых нами материалов – щебня разной фракции, отсева, минерального порошка. Весь процесс будем строго контролировать для объективности конечного результата. Наша задача – показать потребителям, что «Оренбургские минералы» создают продукт высококачественный, конкурентоспособный.
В настоящее время уже выделяется участок Домбаровской дороги [5-6 км], где мы сможем апробировать свои технологии. Есть и некоторые другие проекты, как, например, производство пропантов, которые используются в нефтегазовой промышленности.
— Перспективы ясны. Работа у людей была, есть и будет.
— Ежегодно «Оренбургские минералы» вкладывают только в модернизацию фабрики более 100 миллионов рублей. Какой хозяин будет инвестировать туда, где нет перспектив развития? Это нелогично. Теперь смотрите: реконструировали «Зарю», приводим в порядок здание управления комбината, строим жилье. Многое делается градообразующим предприятием для того, чтобы людям в Ясном жилось комфортно. Ведь когда у человека нет бытовой неустроенности, удовлетворены его культурные потребности, он и на работу идет с настроением.
— Значит ли это, что проблем у предприятия нет?
— Так не бывает. Помог бы сделать все процессы более эффективными приток квалифицированных кадров. Например, нашему отделу инвестиционных проектов нужны инженер-технолог обогатительного производства, инженер-химик. Понимаю, что молодежь ищет комфортной жизни в больших городах. А ведь в Ясном есть все, чтобы растить и воспитывать детей, приобщать их к спорту, к искусству. И знания, как показывает практика, в ясненских школах ребята получают ничуть не хуже, чем в учебных заведениях крупных промышленных центров. Нашей молодежи побольше бы патриотизма в сердце, любви к месту, где родился и вырос.
Справка:
Александр Леонидович Болотов родился в Свердловске. Окончил Свердловский горный институт. Был направлен на комбинат «Киембайасбест» по распределению в 1980 году. За 34 года прошел все этапы служебной лестницы на фабрике: был мастером, старшим мастером смены, мастером сеточного хозяйства, старшим мастером сеточного хозяйства, старшим мастером ДСК, техруком, начальником цеха, начальником ПТО фабрики, главным инженером фабрики, директором фабрики. С 2013 года работает заместителем генерального директора, начальником управления по развитию и внедрению новых технологий и инвестиционных проектов.
Виктория Шустова, «Ясненский вестник»