«Орский вагонный завод» сменил собственника

В Оренбургской области "Спецэнерготранс" Зияда Манасира продал Орский вагонный завод "Рэйлтрансхолдингу" Сергея Шпака. Об этом сообщает "Коммерсант".

Издание отмечает, что у нового акционера почти сразу возникли трудности: в начале октября суд ввел внешнее управление на орском предприятии. Будущее завода, долг которого составляет 5,3 млрд рублей, решится на переговорах областного правительства и ВЭБа, который является основным кредитором предприятия.  

Сторона покупателя отмечает, что сделка закрыта в сентябре, но физически передача акций еще не произошла. Аналитики оценивают продажу убыточного предприятия в 5-10 млн. долларов.

"Спецэнерготранс" контролировал Орский вагонный завод чуть более года. Он был выкуплен в апреле 2013 года у структур Олега Ковалева, который, фактически, и реализовывал проект завода. "Коммерсант" отмечает, что фактическим продавцом указанного актива был ВЭБ, которому предприятие на тот момент задолжало около 4,6 млрд руб. "Спецэнерготранс" должен был за два года наладить на заводе сборку вагонов, мощность линии должна была составить до пять тысяч единиц в год. Также завод должене был  обслуживать вагоны — до 10 тысяч в год. Если бы эти планы стали реальностью, завод мог бы стать самым мощным предприятием подобного типа на территории России.

В итоге "Спецэнерготрансу" не удалось договориться о реструктуризации кредита. Предприятие за год показало мощность в десять раз меньше заявленной.

Поводом для введения внешгнего управления на Орском вагонном заводе стал суд, который инициировал год назад "Газпромдорстрой". Оренбургская компания требовала признать завод банкротом из-за долга в 39 миллионов рублей. Новые владельцы уже ведут переговоры о выводе Орского вагонного завода из-под процедуры банкротства.

"Рэйлтрансхолдинг" готов инвестировать "некую сумму в развитие ОВЗ", но компания рассчитывает и на заемные средства. Они планируют вывести предприятие на безубыточный уровень не раньше чем через год. В 2013 году убытки Орского вагонного завода составили 480,6 миллионов рублей.

Орский вагонный завод — предприятие, построенное с нуля на месте бывшего завода цветных металлов. Проект реализовывала OVZ Holding AG, основным владельцем которой считается бизнесмен Олег Ковалев. Он хотел создать в Орске холдинг из вагонного и литейного предприятий и завода транспортного машиностроения. Общий размер инвестиций был заявлен на уровне 25,6 млрд руб. (данные Минпромторга), из которых 20,1 млрд руб. должны были составить кредиты. 
 
Но в итоге построен был только вагонный завод. Общий размер вложений в проект на середину 2012 года составил более 5,2 млрд руб., причем 4,6 млрд руб. предприятие должно ВЭБу.
 
Потенциальная мощность завода — 8 тыс. деповских и 2 тыс. капитальных ремонтов в год. Параллельно он может собирать до 5 тыс. вагонов (полувагоны, платформы, думпкары). Потенциальная выручка предприятия — от 10 млрд до 12 млрд руб. в год.