Орская промышленность: сложно, но не критично
Сегодня на восьмидесяти семи предприятиях Оренбургской области ведется еженедельный мониторинг, по результатам которого в число успешных входят пока всего два орских промышленных объекта: завод металлоконструкций и «Орскнефтеоргсинтез». Они наращивают объемы производства и продолжают реализацию инвестиционных программ. Сложнее обстановка в машиностроении. Как одни из проблемных здесь отмечены Орский вагонный завод и «Строймаш». Оба предприятия ходят в должниках.
О том, как обстоят дела на промышленных площадках города, в интервью «ОГ» рассказал глава города Виктор Франц.
– Мы на протяжении пяти месяцев занимаемся решением вопроса по вагонному заводу, – говорит Виктор Абрамович. – Проблем немало. Возникли они из-за того, что за последнее время там сменилось три собственника, и каждый из них накопил определенные долги.
Сегодня ОВЗ в стадии банкротства, там назначен внешний управляющий. По причине того, что заказов на изготовление вагонов и ремонт подвижного состава поступает меньше, собственниками было принято решение провести оптимизацию кадрового состава. Причем, другие орские предприятия, в частности, Орский завод металлоконструкций и «Южуралмашзавод», готовы принять высвобождающихся специалистов.
– Технологическая база Орского вагонного завода на порядок выше, чем в любом железнодорожном депо, – уточняет Виктор Абрамович. – Завод способен выпускать новую и, главное, качественную продукцию. Просто нужно ему немного помочь, поэтому и был взят курс на оздоровление. Однако процесс идет не так, как хотелось бы.
Глава города уверен: сейчас ОВЗ способен увеличить количество производимой продукции, следовательно, завод отнюдь не умирающий, как в последнее время утверждают скептики.
Главная задача на сегодня – выплатить зарплату рабочим. Их, не получающих заработанное, до недавнего времени насчитывалось почти полторы тысячи человек. Теперь значительно меньше, задолженность постепенно гасится.
– Сложнее с долгами перед «Внешэкономбанком», – говорит Франц. – Не раз уже проходили встречи на высшем уровне с представителями ВЭБа, понимание ситуации есть. Есть и возможность реструктуризации долга. Если завод не может расплатиться сразу, существуют другие методики расчетов по задолженностям.
Очень сложная ситуация с долгами по зарплате и на «Строймаше». По адресу, где расположено предприятие, числится сразу несколько организаций, но на деле одна. Последним в налоговых органах было зарегистрировано ООО «Торговый Дом «Завод Строймаш и нестандартного оборудования». Работники его уверяют, что до сих пор им не выплатили зарплату, к тому же вновь ходят слухи, что руководство завода в очередной раз планирует сменить название, чтобы «списать» долги. Коллективу должны более трех миллионов рублей.
– Позиция руководства «Завода строительных машин» сегодня неоднозначна и не совсем понятна, – говорит Виктор Франц. – Когда-то на предприятии провели неудачную рокировку по собственнику, после чего объект вернули прежнему владельцу. Но изменений в лучшую сторону не произошло. Портфель заказов на «Строймаше» сегодня очень незначителен. В начале апреля этого года руководство Торгового Дома должно закончить формирование своего портфеля. Мы вновь сядем за стол переговоров.
К сожалению, у муниципалитета сегодня нет полномочий, чтобы заставить руководителей «Строймаша» отдать людям заработанные деньги. Нынешний собственник предприятия долги не признает, прежний дисквалифицирован судом в прошлом году. В сложившейся ситуации с задолженностью точку можно поставить только в судебной инстанции.
Что касается ситуации на других промышленных предприятиях, то, несмотря на непростые экономические реалии дня сегодняшнего, все не так уж плохо. Как сообщила на конференции в Оренбурге министр экономики области Наталья Безбородова, на Орском механическом заводе уже сформирован портфель заказов на 2015 год с ростом к уровню 2014-го. Заказчики продукции, согласно контрактам на поставку, предоставляют заводу авансовые платежи.
– Предприятие в 2014 году впервые перешагнуло порог миллиардного объема товарной продукции, который составил 1 миллиард 2 миллиона рублей, – поясняет Виктор Абрамович. – При этом рост объемов производства товарной продукции позволил обеспечить увеличение заработной платы на 35 процентов. На предприятии будут и в дальнейшем наращивать темпы роста, намечена программа по размещению новых видов изделий, что повлечет за собой создание новых рабочих мест.
Решились проблемы с недозагруженностью и на «Южуралмашзаводе». Для сравнения: за весь прошлый год было выпущено продукции на три миллиарда рублей, в текущем году заказы на эту сумму отработаны уже за первые три месяца. И на предприятии не собираются снижать производственных темпов.
На Орском машиностроительном заводе готовятся к открытию нового комплекса – по сути, нового производства.
Производственные мощности ОЗМК позволяют изготавливать 2 тысячи тонн строительных металлоконструкций в месяц. В отделе кадров открыт прием на рабочие и инженерные специальности.
Пока, как подчеркнул в завершение разговора Виктор Франц, не до конца решен вопрос с никелькомбинатом. Однако на площадке работают 350 человек. Идей по развитию и спасению некогда промышленного гиганта немало.
– На комбинате, возможно, будут отдельные виды производств, – приоткрыл тайну глава города, – но каких – говорить пока рано. Главное, что предприятие пусть не в полную мощь, но все-таки начнет работать. Следовательно, появятся новые рабочие места, что для нашего города очень важно.