Тепличный бизнес: почему «родные» огурцы дороже импортных?
Санкции, введенные против России в прошлом году, должны дать толчок развитию тепличного бизнеса в регионах. В их числе и Оренбургская область.
До введения санкций наша страна была вынуждена завозить из-за границы огромное количество овощей. Зачастую, они не соответствовали российским стандартам. Поэтому, строительство новых комплексов и реконструкция старых позволит со временем навести порядок на отечественном рынке овощей.
В поселке Энергетик более 15 лет выращиванием овощей, в частности огурцов, занимается предприниматель Аслан Девдариани. Хотя, тепличное хозяйство в Энергетике существует гораздо дольше. В советские времена свои теплицы были не только возле городов и населенных пунктов, но и у каждого крупного промышленного предприятия. Не была исключением и Ириклинская ГРЭС. С перестройкой картина резко поменялась, от подсобных хозяйств и теплиц предприятия постепенно начали избавляться. Их приобрел частный капитал.
— Когда стал заниматься тепличным бизнесом, в моем распоряжении было всего две тысячи квадратных метров, — рассказывает Аслан Девдариани, — в настоящее время общая площадь помещений около 20 тысяч квадратных метров.
За десять лет предприниматель смог увеличить тепличный комплекс в десять раз. А это годы напряженного труда. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что последние 35 лет отрасль защищенного грунта медленно, но уверенно деградировала. И опыт Девдариани – это, скорее, исключение из тенденции, нежели правило. Немало пришлось приложить усилий, чтобы к старым тепличным помещениям пристроить новые – современные. Практически каждый год предприниматель вводил дополнительные площади. И сегодня квартал корпусов из поликарбоната в два гектара – это результат кропотливой работы. Только в прошлом году было построено три тысячи квадратных метров, отремонтировано восемь тысяч уже имеющихся площадей. А на все это нужны средства. Тепличные инвестиции – это очень «длинные» деньги, окупаемость проектов приходит через 10-15 лет. Риски растут вместе со сроками окупаемости. Для развития бизнеса пришлось брать кредиты, а кредитные ресурсы у нас дорогие.
— Дальнейшее увеличение площадей защищенного грунта возможно при решении вопросов доступного кредитования. Государство обещало нам для стимулирования роста объемов производства отечественных тепличных овощей произвести возмещение процентной ставки по кредитным ресурсам. Пока это делается нерегулярно, а банкам за кредит мы должны платить вовремя и в полном объеме, — говорит Аслан Девдариани.
Почему наши огурцы дороже привозных?
Этот вопрос волнует многих потребителей. На местных рынках огурцы из Энергетика стоят дороже, нежели узбекские или заграничные. Мы поинтересовались у Аслана Григориевича: в чем проблема?
— Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы цены были ниже, и наш товар продавался быстрее, но условия, в которых мы работаем, не позволяют нам это сделать. И вот почему. Нельзя забывать, что тепличный бизнес напрямую зависит от географического положения хозяйств. Это самым непосредственным образом влияет на объемы и рентабельность производства, а соответственно, и на конкурентоспособность продукции. Южные регионы, обладая мягким климатом и малоснежными зимами, позволяют применять более легкие и экономичные конструкции для теплиц. Мы тоже находимся на Южном Урале, но климат у нас резко континентальный, зимы довольно суровые, поэтому мы используем дорогие тепличные конструкции из поликарбоната, а не дешевые из технической полиэтиленовой пленки. Для того чтобы построить один гектар теплиц под ключ, необходимо более 100 миллионов рублей. Наш тепличный комплекс – два гектара, посчитайте, какие это огромные деньги. Затраты вкладываются в товар, мы их должны окупить, поэтому окупаемость нашего бизнеса 10-15 лет. Плюс мы приобретаем семена, удобрения, которые также постоянно растут в цене. Это одна сторона медали.
Вторая — для того, чтобы зимой, когда на улице температура за минус 30 градусов, теплицы работали и производили продукцию, их нужно обогревать. Доля энергоносителей в тепличном бизнесе достигает 40 процентов и выше в структуре затрат. Сегодня, вы знаете, тарифы на отопление в п.Энергетике значительно повысились. До повышения одна гигакалория стоила порядка 700 рублей, сейчас 1600. Мы получаем тепло от Ириклинской ГРЭС, потому что отапливать дровами или электроэнергией такой солидный тепличный комплекс нерентабельно. Кроме этого, для осуществления технологии капельного полива используем воду, цена которой опять с 12 рублей за куб выросла до 24. К этому стоит добавить затраты на ремонт и содержание инженерных коммуникаций, которых у нас 2,5 километра, системы отопления, и более километра водопровода. Эти затраты, как все производители, мы закладываем в стоимость товара. Для того чтобы выйти на уровень безубыточности, теплица должна иметь рентабельность не меньше 20 процентов. Это экономика, и по ее законам строится любой бизнес. А постоянное повышение цен на электричество и газ могут свести все наши усилия на нет. Поэтому наши огурцы стоят дороже, чем привозные.
— Аслан Григориевич, на цене готовой продукции отражаются и затраты на логистику: чем дальше везут товар, тем больше посредников, тем он становится дороже. Наши огурцы куда поставляете?
— Основным потребителем является город Орск. В этом году пробовали возить в Оренбург, Магнитогорск, но, как вы правильно заметили, это слишком дорого.
— Эксперты тепличного бизнеса сходятся на том, что выгоднее выращивать цветы. Затем – зелень. И только потом – овощи. Вы не планируете поменять ассортимент выращиваемой продукции?
— В прошлом году на одной тысяче метров пробовали выращивать томаты, но все-таки решили, что огурцы гораздо выгоднее, так как срок созревания у них намного меньше.
— А цветы? С введением санкций мы перестанем закупать розы, тюльпаны на Западе.
— Что касается цветов, то это выгодный бизнес, но для этого нужно полностью перепрофилировать наш тепличный комплекс, а это дорого. Опять же нужно создавать систему логистики, искать потребителей. Мы будем придерживаться выращивания традиционных видов овощей, в частности огурцов. Они всегда востребованы.
— За последние годы вами сделаны серьезные инвестиции в тепличный бизнес. Есть уверенность в завтрашнем дне?
— Нужно помнить, что тепличный бизнес имеет сезонный характер, когда созревают грунтовые овощи – тепличный бизнес замирает. Мы стараемся работать. Стимулом интереса к закрытому грунту могла бы стать поддержка государством промышленных теплиц. Хотелось бы, чтобы затраты на возмещение процентной ставки по взятым кредитам выплачивались регулярно, чтобы цены на энергоносители не росли так стремительно, тогда мы сможем обеспечить наш район и ближайшие города недорогой овощной продукцией.