Александр Шмарин: Перевозчик, устанавливая тарифы, должен думать еще и о конкуренции

В Оренбурге выросли цены на проезд в частном общественном транспорте. Перевозчики в соответствии с федеральным законом, решили воспользоваться правом «нерегулируемых тарифов» и подняли цены в среднем на 10%. По данным городской администрации, пока в Оренбурге восемь маршрутов повысили цены на проезд с 17 рублей до 19 и 20 рублей.

Частный предприниматель, депутат Оренбургского городского Совета Александр Шмарин поделился с  RIA56 своим видением нового закона и того, как он должен работать.

– В январе 2016 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому все маршруты делятся на две категории: с регулируемым и нерегулируемым тарифом. В первом случае, на федеральном и региональном уровнях осуществляется компенсация затрат – это различные затраты, дотации, субсидии. У нас такие маршруты обслуживают муниципальные предприятия. Например, всем МУПам поступает компенсация из бюджета. Так, себестоимость поездки в троллейбусе составляет 34 рубля: для пассажиров проезд – 13 рублей, а 21 рубль компенсируется из казны муниципального образования. Так это работает.

– Во втором случае с нерегулируемым тарифами, компенсации перевозчикам не предусмотрены и пассажир оплачивает расходы на содержание транспортного средства. Кроме того в стоимость проезда, закладывается определенный процент рентабельности. Полномочия по тарифу возложены на предприятия, обслуживающие маршрут. Сам тариф рассчитывается по себестоимости поездки, в ПАЗе она составляет 28 рублей (по ценам 2013 года), а в автобусе ЛИАЗ – 34 рубля. Разница из-за того, что ПАЗ стоит 1,3 млн рублей, ЛИАЗ –7 млн рублей, соответственно лизинговые платежи тоже разные.

– Теперь перевозчик на каждом маршруте, в зависимости от документопланирования будет определять тариф. Понятно, что у всех они будут разные, поскольку не могут быть одинаковыми — разные затраты на обслуживание, разная стоимость транспортных средств. И здесь уже включается другое – законы рыночной экономики.

– Я лично считаю, что никаких рыночных отношений не может быть в пассажирских перевозках, потому что это немного другое, и они должны регулироваться государством. Но государство приняло такое решение и  внесло на рассмотрение 220 Федеральный закон. Логику принятия решения понять можно. Если у вас есть деньги в бюджете – регулируйте, если у вас нет денег в бюджете, значит рынок должен регулировать эту сферу.

–  К чему приведет это новшество в Оренбурге? Будет создано документопланирование, в котором будет четко определен  маршрут и условия. Как? Городская власть выставит перевозчикам свои  условия  – к примеру, на маршруте должны ездить автобусы определенной марки с интервалом в две минуты, раз в четыре года подвижной состав должен меняться. Далее садятся специалисты и рассчитывают: сколько стоит такой транспорт, чтобы он окупился, устанавливают стоимость проезда.

– Перевозчик еще должен думать и о конкуренции. Он должен понимать, что устанавливая цены на проезд, с ним рядом поедет другой перевозчик, у которого, к примеру, цены значительно ниже. Это уже переговорная часть и власть должна понимать, что по документопланированию нужно выставлять какие-то адекватные условия перевозчикам и тогда они будет понимать, что есть такси, к примеру, минимальная поездка на котором стоит 60 рублей и дешевле вчетвером доехать на такси, чем на автобусе, плюс есть смежные маршруты.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Оренбургские перевозчики повысили стоимость проезда на восьми маршрутах

В администрации Оренбурга мониторят ситуацию с повышением цен на проезд