Лоскутный мир Ольги Афанасьевой
У каждого из нас есть заветная мечта. У многодетной мамы Ольги Афанасьевой таковых несколько. Она мечтает попасть на курсы стежки на ткани и купить новую швейную машинку, потому что давно занимается пэчворком. Еще одна мечта, конечно же, связана с семьей.
– В семье нас семеро: пятеро детей и мы с мужем, – говорит Ольга. – Поэтому очень хочется жить в своем доме, где будет раздолье для всех наших деток. Младшей, Катюше, сейчас всего 1 год 5 месяцев. Старшему сыну скоро исполнится пятнадцать лет.
Домочадцы уже давно привыкли к тому, что в квартире периодически постукивает швейная машинка. Дети ложатся спать – мама садится за шитье. Впрочем, лучше сказать, домашние и засыпают под этот равномерный стук.
С лоскутным шитьем меня познакомила такая же многодетная мама Ольга Сорокина, – рассказывает собеседница. – Разглядывая ее работы, я думала: «Какой необычный стиль! Но смогу ли я творить столь же чудесно?». Смогла. Правда, поначалу не без Олиной помощи. Именно она принесла мне первые лоскутки, с которых все началось. Сегодня я, складывая тканевые лоскуты в единую композицию, понимаю: чем больше занимаюсь пэчворком, тем больше хочется. Все новые и более яркие замыслы возникают в голове. Когда только разрезаешь ткань на лоскуточки, уже видишь, сколько картин можно из них сложить.
В общем-то, восемь лет назад пэчворк для Оли начинался как хобби. Сейчас увлечение переросло в работу, которая приносит многодетной семье определенный доход.
– Работать на заказ первые месяцы было довольно сложно, – уточняет Афанасьева. – К примеру, детское одеяло мне как мастеру виделось одним, заказчику – другим. Потом приноровилась. Теперь у меня есть постоянные клиенты, но не в Орске. Мои основные заказы разлетаются посылками по Москве, уезжают на Север. Пэчворк – дорогой вид творчества, хотя многим кажется, что нет ничего проще, чем купить дешевую ткань и пошить из нее за пять минут наволочку на детскую подушку. Так не бывает. Я покупаю качественную, дорогую ткань. А уж сколько времени трачу на шитье, можете спросить у мужа. Иногда у него такое чувство – как он сам однажды признался – что я постоянно шью. Но я работаю лишь в свободные минуты, которых у мамы пятерых детей не так много.
Удивительно, но свое время Оля распределяет так, что, кажется, хватает на все. Дома – чистота и уют. На столе – еще горячий, только приготовленный пирог. На детских кроватях – яркие, сочные покрывала, выполненные в технике пэчворк.
– Некоторые говорят: «Одеяла из лоскутов – это же обычные бабушкины одеяла!», – делится своими чувствами Афанасьева. – Лично я слушаю такие высказывания спокойно. Понимаю: не каждому нравится такая пестрота. Но лоскутное шитье – это не просто возрождение прежних российских традиций. Оно идет к нам в большей степени из Америки, где пэчворк считается модным и стильным. Это раньше наши бабушки делали такие одеяла из-за экономии средств: какие ткани находили дома, из тех шили. Кроме того, бабушкины изделия были более теплые. Современные одеяла выполняют функцию эстетическую.
И рада бы Оля работать на обычной работе, но…
– В России не принимают на работу молодых девушек после окончания вуза, говорят: «Впереди у вас декрет», – с улыбкой отмечает Ольга. – Когда один или два ребенка, говорят: «Ой, у вас дети постоянно будут болеть, нам не нужны сотрудники, постоянно бывающие на больничном!» А уж когда у тебя пятеро детей, тут и вовсе разводят руками: «Ну, куда вас?..» А ведь у меня два высших образования. Но! В моей домашней работе есть главный плюс: я люблю то, чем занимаюсь. Если бы мы приходили к врачу, который безумно любит свою профессию… Если бы наши дети учились у педагогов, которые не могут дня прожить без своей работы… Все вокруг были бы счастливы. В противном случае и врачи, и учителя, работающие не по призванию, не по душе, делают несчастными других. Так что я желаю всем иметь любимое дело.
«И любимую, любящую семью», – хочется добавить к словам Ольги. У нее она, к счастью, есть. Но через что пришлось Ольге и ее супругу Александру пройти, чтобы она была…
– Дети – это наше благословение, – говорит Оля. – Первая моя беременность закончилась сложной операцией, после которой мне поставили диагноз «бесплодие». Помню, я лежала в палате и наблюдала за женщинами, которые приходили делать аборт на больших сроках. Тогда я думала: как же можно убивать свое дитя? Я уже настроилась, что детей у нас не будет. ЭКО по тем временам и деньгам мы бы с мужем не потянули. Помню, молила Бога: если дашь детей, то приму всех. Через какое-то время появился сынок Богдан. Доктор, которая меня вела, удивилась: «С таким диагнозом родить – это случайность». А когда сыну было восемь месяцев, мы узнали о второй «случайности» – Еве. Сейчас у нас большая дружная семья, где все любят друг друга. Поэтому нужно верить. Нужно обязательно верить в лучшее!
Лоскутное шитье, или пэчворк, считается народно-прикладным искусством. Это своеобразная техника соединения разноцветных геометрически правильных лоскутов ткани в единое полотно. Самые простые творения в технике лоскутного шитья – это одеяла, подушки с орнаментом, выложенным лоскутами, накидки на стулья, пледы. Лоскутное шитье иногда еще называют квилтинг (от английского «quilt» – «сшитое из отдельных лоскутов»).