Павел Рыков: Размышлизм о лишнем билетике
Плох солдат, не мечтающий о маршальском жезле. Плох директор театра, не видящий в самых сладких предрассветных снах толпы зрителей у входа, выпрашивающих лишний билетик, а над кассовым окошком загодя изготовленный аншлаг: «ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ». Но сегодня можно с большой долей уверенности предположить, что такие сны Павлу Церемпилову — директору Оренбургского драмтеатра не снятся. А всё потому, что две половинки театрального занавеса сошлись, погасли яркие прожектора, кресла в зале заботливо укрыли серыми полотнищами . Очередной, 159-й театральный сезон, завершён. И теперь можно, как говорится, и бабки подбить.
Подбивать есть что: 291 раз приветливо раскрывались перед зрителями парадные двери одного из старейших театров России. 91370 человек обращались в кассу за билетами. Цифры – вещь коварная. Особенно когда они пятизначные. Может показаться, что достигнут предел возможностей. Однако, художественный руководитель театра, Народный артист РФ Рифкат Исрафилов полагает, что далеко не весь потенциал театра использован в полной мере. Встречаясь с главами администраций городов и районов области, он не раз и не два слышал заманчивые предложения приехать в тот или иной райцентр с гастролями. Но, как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают. Выезд в Шарлык или Илек, Бузулук, Медногорск или Ясный, где театр ждут, возможен и невозможен. Для поездок нужен автобус для господ артистов и фура для декораций. Ни того, ни другого у театра нет.
Самый простой совет: купите. Купить, значит, заработать. Заработать, значит, резко повысить цены на билеты. Повысить цены на билеты – значит, решить проблему лишних билетиков. Они сразу появятся. Многие зрители, десятилетия приходящие в оренбургский Драматический, как в храм – помолиться на Святое Искусство, отпадут, оставаясь дома у осточертевших телевизоров наедине с опостылевшими героями детеФективных сериалов. Есть и другой путь: начать выводить на сцену героев скандальных пьес или выворачивать наизнанку, «осовременивая» Гоголя, Чехова или Лопе де Вега. Это возможно. Особенно если держать нос по столичному ветру. Пишут же, что в одном из центровых некогда театров, есть сцена, в которой актриса, играющая главную роль при первом появлении, присаживается и по-настоящему справляет малую нужду на глазах у ошеломлённой публики. Каково?!
Для актёров оренбургской школы этот путь неприемлем. Сам Рифкат Исрафилов, получивший право на профессию из рук корифеев национального театра М.О.Кнебель и А.А. Попова, глубоко убеждён, что для театра в России магистральным был и остаётся путь русской психологической драмы. Театр не может быть местом пустопорожних развлечений и потакания низменным инстинктам.
Хотя и от экспериментов театр не отказывается априори. Был в этом сезоне поставлен на сцене спектакль по пьесе модного западного драматурга с элементами эпатажа и «щекотания нервов». И что? Модное имя в афише есть, молодой режиссёр, что называется, «самовыразился». А меж тем, зритель стал убывать. Да так, что судьба постановки в предстоящем сезоне сегодня под вопросом.
А куда зритель пошёл? Лишний билетик спрашивали на гвоздь сезона «Свадьбу в Малиновке». Р.Исрафилов и актёры дерзко бросили вызов старому и по-прежнему любимому фильму. И не прогадали. За такими смешными и совсем несмешными событиями времён гражданского противостояния оренбуржцы довольно легко узнавали события дня сегодняшнего на Украине. Скажете: смешная сказка? Но, как сказал поэт: «Сказка – ложь, да в ней намёк». На смешное буйное народное действо люди пошли ещё и потому, что смех позволяет избавиться от страхов и фобий, преподносимых нам жизнью.
Неоспоримый успех выпал на долю «Таинственного гиппопотама» — традиционной сказки для детей. Оренбург, в отличие от многих других городов страны, лишён театра юного зрителя. Само отсутствие театра для детей и юношества необъяснимо — с какой стороны ни подходи к этой проблеме. И это, несмотря на то, что уже много лет подряд трудами всё того же Р.Исрафилова и его сподвижников в институте им. Ростроповичей готовятся многообещающие актёрские кадры. Конечно, как писали писатели-сатирики Ильф и Петров: «Трамвай построить – это вам не ишака купить». И театр – дело совсем непростое.
Но, с другой стороны, нашлись же, в своё время ресурсы для реконструкции Драматического, а потом и Орского драмтеатра. И это не просто перестройка зданий, но долгосрочные ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА. Рабочие орского ЮУМЗ, оренбургского газового промысла, механизатор из илекского села, врачи, школьные учителя, ветераны, студенты и школьники ИМЕЮТ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО получать не только культурные выжимки с телеэкранов, но полноценное, социально значимое ИСКУССТВО, несущее в умы и сердца разумное, доброе вечное.
И это не просто слова. Театр накануне ДНЯ ПОБЕДЫ поставил сразу два спектакля о Великой Отечественной: «Позови меня в прошлое» и «Письма памяти». Те, кто смотрел эти постановки, поражались необыкновенной тишине, царящей в зале во время спектакля. Утирали слёзы люди постарше. Егозливые школьники замирали, впитывая рассказ о дедах и прадедах, отстоявших Отчизну в смертельных схватках с фашистами. Театр ещё и ещё раз доказал лживость утверждений о зрителях, ищущих «лишний билетик» только на похабство и развлекуху. Не случайно Оренбургский театр драмы им. Горького указом Президента РФ В.В. Путина награждён Медалью к 70-летию Великой Победы за патриотическое воспитание зрителей.
Лето минует незаметно. Впереди новый сезон, новые премьеры, Будут ли спрашивать у входа в театр лишние билетики, те, кто не успел купить в кассе? Хочется надеяться, что будут.