Спасительный яд: оренбургский врач рассказал о восстановлении после инсульта

Заведующий отделением восстановительной медицины Оренбургского областного госпиталя ветеранов войн, врач невролог, мануальный терапевт I категории Леонид Бажанов рассказал газете «Оренбуржье» о методиках восстановления после инсульта.

Пожилая пара с исстрадавшимися лицами под руки заводит в кабинет человека лет 45.

— Это наш сын. Вот уже четыре года, как с ним стряслась беда, — рассказывает мать, — развёлся с женой и, как гром среди ясного неба, – инсульт. Откачали, но парализовало правую половину тела. Вроде потихоньку ходить стал, но мышцы на руке как одеревенели. Руку так скрутило, что никто не мог разогнуть. Так и осталась у груди колесом, как приросла.

Насильственная поза

Это одна из многих историй болезни, с которыми каждый день сталкивается заведующий отделением восстановительной медицины областного госпиталя ветеранов войн Леонид Бажанов:

— В данном случае мы видим постинсультную спастичность, которая проявляется резко повышенным тонусом одних мышц и выраженной слабостью других. В результате нарушаются движения конечностей, появляются насильственные позы, боли, трудности в реабилитации и уходе.

Есть и ещё одна группа заболеваний – мышечные дистонии, которые также проявляются непроизвольными мышечными сокращениями и повышенным тонусом мышц. В результате появляются насильственные движения в различных частях тела, а иногда они захватывают всё тело. Никто точно не знает причину подобного, но чаще всего заболевание складывается из какой-то генетической патологии и многих стрессовых ситуаций, которые однажды вызывают проявления заболевания. В тяжёлых случаях люди не могут себя обслуживать, перестают общаться с внешним миром, развивается глубокая депрессия.

Для такого рода проблем, как спастичность и мышечные дистонии, и была разработана методика лечения ботулиническим токсином. Препарат позволяет расслабить напряжённые мышцы, устранить непроизвольные движения и патологические позы.

Военные отказались

— Откуда взялся таинственный яд, который дарит больным людям вторую жизнь?

— Действительно, речь идёт о яде. Ведь ботулотоксин выделяет бактерия, вызывающая ботулизм. Но, как говорил один из древних врачей Парацельс: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; в одной дозе – яд, в другой – лекарство».

Недаром символом медицины является змея, отдающая свой яд в чашу. Ботулотоксин стали серьёзно изучать в сороковых годах ХХ столетия и отнюдь не в медицинских целях, а для получения биологического оружия. Но поскольку оказалось, что токсин быстро гибнет в окружающей среде, сделали вывод о его непригодности к использованию в военных целях. Дальше исследованиями занялись медики. Потребовалось 30 лет, чтобы грозный яд превратить в лекарство.

Впервые его применил в США врач-офтальмолог Алан Скотт в конце 70-х годов для лечения косоглазия. Затем его стали активно использовать в неврологии и косметологии. Сейчас эти области медицины занимают лидирующие позиции в применении ботулотоксина. В России ботулотоксин впервые появился в 1993 году, а в Оренбурге – в 2005-м. У истоков развития ботулинотерапии в нашем регионе стояли такие известные неврологи Областной клинической больницы, как Галина Ивановна Ямпольская и Ольга Моисеевна Морковина. Именно тогда мы впервые использовали препарат для лечения пациента с мышечной дистонией. Сейчас этот метод наиболее активно применяется в госпитале ветеранов войн. Сам препарат вводится с помощью инъекции только в ту мышцу, которую необходимо расслабить. И действует он в пределах этой самой мышцы.

Мышца-мишень

— Насколько же отточенной техникой проведения процедуры должен владеть доктор, чтобы не только подобрать нужную дозу, но и найти ту патологическую точку, в которую нужно сделать укол! Помогает ли аппаратура?

— Для каждой мышцы существует определённая техника введения и подобрана оптимальная доза. Поэтому так важен уровень профессионализма доктора, который проводит лечение. Для точности попадания в мышцу-мишень мы вводим препарат под контролем миографии, эндоскопического оборудования. Иногда прибегаем к методике компьютерной томографии для инъекции в труднодоступные мышцы. В конце года планируем освоить ультразвуковой контроль.

Препарат вводится амбулаторно, пациент наблюдается два-три часа и может спокойно ехать домой. Удивительно, но за всё время использования на препараты ботулотоксина в мире не зарегистрировано ни одной аллергической реакции.

— Насколько безопасен метод и есть ли побочные эффекты?

— Не скрою, как любой эффективный метод лечения, ботулинотерапия имеет свои побочные эффекты. Они проявляются на первом или втором курсе лечения и связаны с высокой чувствительностью к препарату или неточным попаданием в нужные мышцы. Побочные эффекты встречаются не более чем в двух-трёх процентах случаев.

— Закономерный вопрос: вылечивает ли один укол навсегда или человек, что называется, подсаживается на него? И сколько стоит эта процедура?

— Средняя продолжительность эффекта одной процедуры – от четырёх до шести месяцев. Затем, как правило, требуются повторные курсы. Симптомы возвращаются частично или полностью, но бывает, что развивается стойкая ремиссия. И таких случаев достаточно много. Если пациент получает лечение регулярно, например, один раз в шесть месяцев, симптомы заболевания просто не успевают развиться или проявляются минимально, под конец действия препарата.

 Лечение это стоит довольно дорого. Однако пациенты, имеющие группу инвалидности, получают его бесплатно – препарат включён в список жизненно важных лекарственных средств. Но группу инвалидности назначают не всем и не всегда. Так, например, после инсульта освидетельствование проводится спустя четыре месяца от развития заболевания. А лечение может понадобиться раньше. Что делать? 20-30 тысяч рублей есть не у каждого. Но ситуация, надеюсь, скоро изменится. Во многих регионах ботулотоксин включён в стандарты оказания медицинской помощи, и обеспечение им идёт через фонд ОМС.

Чудеса в рабочее время

— Вы сказали, что занимаетесь ботулинотерапией уже больше десяти лет. Какие результаты лечения видите?

— Когда пациента на инъекцию привозят в коляске или сопровождают под руки, а уже через месяц он приходит самостоятельно, это не может оставить равнодушным. Внешне человек перестаёт отличаться от здоровых людей. Теперь он сам ходит на приём к врачу, делает покупки в магазине, устраивается на работу. То, чего достигают эти люди, для многих, может быть, и обыденность, а для них – переворот в жизни, фантастика. И для меня это каждый раз чудо.

Однако стоит отметить, что при некоторых заболеваниях ботулинотерапия применяется для устранения отдельных симптомов: распрямить непроизвольно согнутую конечность, снять боль, облегчить уход за тяжёлым больным. Всё это в итоге приводит к улучшению качества жизни.

Эффективность лечения при дистониях составляет более 80 процентов, а  при спастичности около 70 процентов. Однако во всяком деле остаются какие-то «но». Например, у двух процентов населения отсутствует чувствительность к ботулотоксину, поэтому лечебного эффекта не возникает.

— Какие перспективы у ботулинотерапии?

— Ботулотоксин продолжают исследовать, находят всё новые механизмы действия и показания. Недаром в конце ХХ столетия его назвали загадочной молекулой века. Сейчас методика применяется не только в неврологии и косметологии, но и офтальмологии, урологии, гастроэнтерологии. В некоторых странах препарат начинают применять для лечения болевых синдромов, в частности мигрени. И меня, как врача, это подстёгивает учиться дальше, познавать другие области применения.