Европейский суд по правам человека присудил орчанину 26 тысяч евро за пытки в полиции
Европейский суд по правам человека 23 февраля вынес решение по жалобе, поданной правозащитниками в интересах жителя Орска Оренбургской области Александра Андреева в 2006 году.
Как сообщает Комитет по предотвращению пыток, страсбургские судьи признали факт незаконного задержания и пыток Александра в милиции в 2005 году, а также установили, что следственные органы не провели эффективного расследования по этому факту. В связи с этим, заявителю присуждена компенсация морального вреда в размере 26 000 евро, однако виновные в пытках ответственности уже не понесут.
ЕСПЧ установил нарушение Конвенции о правах человека
По сообщению пресс-службы комитета, в феврале 2005 года в оренбургское отделение Комитета против пыток за юридической помощью обратился житель Орска Василий Андреев. Он сообщил, что его семнадцатилетний сын Александр в результате незаконного задержания и пыток со стороны сотрудников РОВД Советского района города Орска получил сотрясение головного мозга и был помещён в отделение нейрохирургии городской больницы.
— Европейский суд подчеркнул значимость судебно-медицинской экспертизы при установлении факта жестокого обращения. Власти РФ настаивали, что если бы заявитель был в наручниках и его бы пытали подвешиванием, то на его конечностях остались бы ссадины, и что обнаруженные и зафиксированные фельдшерами скорой помощи травмы на лице были нанесены заявителем самому себе. Суд на это ответил, что в материалах дела нет никаких экспертиз, подкрепляющих доводы Правительства о следах от наручников, и что, помимо травм на лице, заявитель имел кровоподтеки на коже головы, которые, согласно заключению судебно-медицинского эксперта, могли быть нанесены твердыми тупыми предметами незадолго до того, как заявитель был доставлен в больницу. Таким образом, власти РФ не смоги доказать, что все телесные повреждения были получены Андреевым не по вине полицейских, — комментирует решение ЕСПЧ юрист Комитета по предотвращению пыток Екатерина Ванслова.
По словам Вансловой, в отношении расследования суд отметил, что сам по себе факт отказа следственным органом возбудить уголовное дело по сообщению о жестоком обращении в полицейском участке свидетельствует о неспособности государства соблюдать свои обязательства в соответствии со статьей 3 Конвенции о правах человека. Судебно-медицинская экспертиза травм заявителя была проведена с задержкой в месяц, при этом такой важный вопрос, как «все ли травмы на голове заявителя могли быть получены в результате одного удара о стекло шкафа», вообще не был поставлен перед медицинским экспертом. Кроме того, суд отметил, что следователи даже не предприняли попытки к поиску орудий преступления, указанных заявителем – веревки и металлического стержня, использованных во время подвешивания.
— Европейский суд также отметил, что национальные судьи в своих решениях не указали, почему они считают отказ следователя в возбуждении уголовного дела обоснованным, — резюмировала она.
Родителей Андреева выгнали с допроса
В Комитете по предотвращению пыток также рассказал о событиях того дня.
«Василий Андреев и его несовершеннолетний сын Александр к 11 часам утра 15 февраля 2005 пришли в Советский РОВД Орска. Поводом к их вызову послужило уголовное дело, в котором отец и сын проходили свидетелями. Часа через полтора ожидания Александра к себе в кабинет завел оперуполномоченный. Василий, не дождавшись приглашения, сам зашел вслед за сыном и настоял на своем присутствии. Милиционер предложил Саше найти и передать информацию о лицах, совершивших кражу в магазине «Ассоль», если тот не желает, чтобы ответственность за это преступление было возложено на него. Оперативник выгнал Антонова-старшего на улицу. На протяжении нескольких часов Василий неоднократно, но безуспешно просил оперативного дежурного узнать, где находится Александр и когда его отпустят. После 17 часов вечера Василий уехал домой, где рассказал о ситуации супруге. Мать Саши, Светлана, из дома стала звонить в Советский РОВД. Оперативный дежурный ответил матери, что её сын находится в отделении милиции № 2 (в 5-ти километрах от РОВД). Однако на звонки во второе отделение тамошний дежурный неизменно отвечал Светлане, что Андреева у них нет. Через час майор передал обеспокоенным родителям, что их сын уже дома. Домой Андреевы приехали в 21 час 24 минуты», — описывают инцидент с Андреевым в Комитете по предотвращению пыток.
Александр появился еще через 15 минут. Сел на стул возле порога и слабеющим голосом сообщил родителям, что в милиции его пытали. Затем стал терять сознание, начались приступы рвоты. Отец вызвал «скорую». В больнице, с диагнозом «сотрясение мозга, ушибы мягких тканей головы», Саша пролежал неделю.
Комментариев правоохранителей и стороны защиты по данному судебному процессу пока не поступало.