Оренбургский театр кукол расставит «Акценты»

Реализацией нового проекта начинается очередной этап в жизни Оренбургского областного театра кукол, отметившего в прошлом году свое 80-летие. С 24 по 27 февраля театр при поддержке министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и при участии департамента молодежной политики нашего региона проводит фестиваль спектаклей для молодежи и взрослых под названием «Акцент»

.

Название это дано фестивалю неспроста. Театр хочет сделать именно акцент на том, что издревле театр кукол существовал как искусство для взрослых. Первые упоминания о кукольных представлениях относятся еще к временам  древнеегипетской  цивилизации. Именно тогда, с разрешения жрецов языческих храмов давались представления из жизни богов, которых изображали куклы, ибо живым артистам представлять на сцене божества было строжайше запрещено. На территории Европы кукольные представления появились также очень давно, в античные времена. И даже в годы Средневековья, далеко не самые радужные для театрального искусства, кукольный театр давал представления на площадях и рынках крупных и даже небольших европейских городов. Именно тогда появилась кукла, ставшая символом этого искусства во многих странах. Он назывался по-разному: Пульчинелла  — у итальянцев, Полишинель —  у французов, Панч – у британцев. На территории России он стал называться Петрушкой. Эти персонажи в своих сатирических мини-спектаклях едко высмеивали тогдашние пороки общества, которые, кстати, не изменялись на протяжении столетий – чиновничий и судебный произвол, взяточничество, леность и другие пороки. Доставалось и церкви – а это в ряде случае грозило уже костром.

На Руси кукольное искусство если и развивалось, то в крайне затрудненных обстоятельствах. Единственным источником донесения искусства до народа, в различных его видах и формах, стали выступления скоморохов.  И если светские власти смотрели на них, хоть и неодобрительно, но частенько зазывали их в свои терема и дворцы для увеселения во время пиров, то церковь изначально относилась к артистам отрицательно, и требовала полного искоренения скоморошьих ватаг. Так и случилось во время царствования Алексея Михайловича. Бродячие  труппы скоморохов и кукольников были объявлены вне закона вплоть до периода царствования Елизаветы Петровны, когда для театров в России зажегся зеленый свет. Но это касалось прежде всего  живых артистов, кукольный театр же, как жанр, возродился только в конце XIX века.

В годы Советской власти искусство кукольного театра получило мощный стимул к возрождению, но… только для детской аудитории. То, что кукольный театр  — это универсальный жанр вспомнили только в середине 20 века, когда в ряде театров, в том числе и Оренбургском, появились постановки для взрослой аудитории. Раскрыть новые грани этого старинного искусства призваны именно спектакли для взрослых. Трогательные, смешные и даже трагические моменты этих постановок призваны метафорическим языком театра кукол раскрыть колоссальные творческие возможности.

На фестивале «Акцент» люди и куклы проживут истории от великих авторов  — Уильяма Шекспира, Александра Островского, Александра Пушкина и Жана Ануя. Вместе они познают мир человеческих страстей и вечных ценностей. Вкладывая в куклу движения своей души, то отождествляя её с собой, то отдаляясь от неё, актеры поднимают это искусство на небывалую высоту. И еще один важный момент хотят подчеркнуть организаторы фестиваля. Дело в том, что, как горько отметил художественный руководитель Оренбургского театра кукол Вадим Смирнов – «вот уже более пяти лет в нашем театре идут спектакли для взрослых, но подавляющее большинство горожан до сих пор воспринимает театр кукол только как искусство для самых маленьких. Мы хотим в очередной раз показать что куклы – это мощный посыл для развития сознания именно взрослой аудитории».

Каждый спектакль фестиваля будут предварять творческие инсталляции, а после просмотра зрителей приглашают принять участие в обсуждении вместе с коллективом театра, творческой интеллигенцией, ведущими искусствоведами и журналистами.

Расписание фестиваля:

24 февраля – А. Пушкин «Маленькие трагедии» ( начало в 18.30)

25 февраля – «Impression» (Прогулки по Парижу) ( начало в 12.00)

25 февраля – А. Островский «Женитьба Бальзаминова» (начало в 18.30)

26 февраля –У. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (начало в 18.30)

27 февраля –Ж. Ануй «Генералы в юбках»(начало в 18.30)