Павел Рыков: Размышлизм о культуре как форме сопротивления

И вот свершилось!

Наша певичка по-це-ло-ва-ла нечто бородатое по имени Кончита. Таперича мы – всё! Таперича мы в Эвропе! Наши центральнокультурные  телеканалы подхватили и разнесли эту радостную весть по всей необъятной, многонациональной, многокультурной стране. Ни одно событие духовной жизни Великой России не получает такого эфирного времени, растянутого по сетке вещания, как ежегодный музыкальный шабаш  под названием «Евровидение».

Отличительной особенностью этого зрелища является то, что петь на нём теперь запрещается на любом языке. Кроме английского. Никакой языковой толерантности. Ни тебе шансонно-бонтонного французского, ни распевного итальянского, ни чеканного немецкого и тем более, никаких славянских  обертонов. Только, только и только. Притом, что несколько часов спустя никто не в состоянии вспомнить и слова, и мелодию эвропейских шедевров. А придёт ли в голову вам, уважаемые друзья, сидючи в дружеском, семейном застолье дома, затянуть ли, грянуть ли нечто столь щедро растиражированное из репертуара пресловутого бородатого недоразумения? Ответьте сами себе – только честно.

Запрещать ли английский язык и пение на нём? Упаси, Бог! И никаких штакетников, плетней и стен (берлинских). Хотя бы потому, что запретный плод сладок. Есть НЕмало т.н. «нишевых» каналов, где ЭТО может свободно звучать. Но и не думать об этом музыкальном потопе, хлынувшем на наши просторы, по меньшей мере, недальновидно. Говорим же мы об импортозамещении в отраслях нашей экономики. Мало того, уже поняли, что безопасность и независимость страны напрямую зависит от способности производить не только расписные ложки и матрёшки, но собственные микрочипы, станки и оружие.

Ясное дело: проще  – покупать. Продадут, упаковав в шуршащую о обёртку. Продадут-всучат задёшево. Однако, не случайно сложил народ поговорку: «Дорого, но мило, дёшево, да гнило» . В том числе и культур-мультур. Но мы можем только догадываться о бюджетах, которые отнюдь не бескорыстно тратятся на это «культурное» теленаводнение. А оно обрушивается не только по центральным каналам, но и через полтора десятка музканалов кабельного телевидения, доступного в любой точке области. Вот, например, маленькое село Кристалка Красногвардейского района Оренбургской области: 590 жителей. Дошкольников -58, школьников 54, студентов 23, трудоспособных 299, инвалидов -56, пенсионеров по возрасту – 120 человек. Вполне типичный, этакий среднестатистический расклад российской глубинки – села, до которого от относительно благополучного райцентра 25 километров по  скверной в распутицу и снегопад дороге.

Кто же окормляет сельскую культуру? Кто пестует юные дарования? Кто утешает заслуженных ветеранов, вскормленных на лучших традициях отечественной духовности? Неужели некому? Неужели все уставились в «ящик» и  пережёвывают уже однажды пережёванную жвачку?

Ничего подобного! Ирина Васильевна Колташенко – директор клуба, Наталья Михайловна Якимчук – худрук и Светлана Витальевна Морохова – уборщица. Они и держат фронт. И ещё участники клубных формирований. 94 человека разных возрастов. А это и детская вокальная группа, и женский вокал «Кумушки», и украинский ансамбль « Черемшина», и мужская вокальная группа «Селяне», и детская танцевальная группа «Радуга», и хор СДК, и вокальные дуэты, солисты. А ещё клубы общения «Бабье лето», «Сединушки». А ещё детский театр моды «Волшебный сундучок».

И концерты, концерты, праздники. И в селе, и на выезде, и участие в фестивале «Обильный край благословенный» — всего и не перечислишь. Не желают сельчане превращаться в скотов неразумных, что стоят комолые в хлеву и тупо пережевывающих культсолому. Они творцы. И  не беда, что пока село не дало миру своего Дениса Мацуева. Как говориться, ещё не вечер.

Как же они существуют в условиях последовательного и целенаправленного усекновения бюджетных средств, выделяемых на  «малую» и вовсе не малую культуру? Ведь таких, как в Кристалке, коллективов у нас в области около 6 (шести) тысяч! Следовательно, сотни и тысячи наших земляков продолжают творить Разумное, Доброе, Вечное.

А живут они «по мере возможностей» — так написано в отчёте о работе  Дома  культуры с. Кристалка. Что-то выделяет сельсовет, малую толику «подкидывает» местное ООО. Какие-то копейки собирают на различных сельских культурных ярмарках. Костюмы и даже одежду сцены шьют на свои, честно заработанные. Кстати, главный художник (и талантливый) по костюмам – Светлана Морохова, занимающаяся по должности уборкой служебных помещений. Была в клубе усиливающая аппаратура и хорошая швейная машинка. Но нет в клубе охранной сигнализации. И лихие люди однажды имущество потырили. Полиция до сих пор ищет- поищет, да след никак не возьмёт. Разнородное начальство время от времени намекает, что пора бы клуб ОП-ТИ-МИ-ЗИ-РО-ВАТЬ. А зачем он, когда есть телевизор и столько каналов транслируют бородатую кончитину. Словом, кончать надо с этой вашей самодеятельностью. А они всё поют и поют! И танцуют! И радуются жизни!

Милая моя родимая сторонушка! Ты жива, вопреки оптимизаторам всех мастей. И вечно будешь жить, и устоишь пред любыми потопами пошлости и бескультурья, доколе в маленькой Кристалке и тысячах сёл, деревень, аулов, райцентров и самых заштатных городов бьётся народное сердце и звучат до боли родные мелодии.