Сергей Грачёв: Законы диктует реальность

В этом году Законодательному собранию Оренбургской области исполняется 20 лет. Сегодня депутаты пятого созыва работают в условиях, когда отлажены механизмы законотворческой деятельности, создана нормативная база. Об особенностях работы народных избранников – наш разговор с председателем Законодательного собрания Сергеем Грачёвым.

– Вы работали на производстве, в правительстве и парламенте. Где сложнее и интереснее? В чём характерная особенность работы законодателя?

– Конечно, каждая должность имеет свои нюансы. На предприятии, например, единоначалие: ты один принимаешь решения и один за них отвечаешь, но не перед вышестоящим начальством, а перед коллективом, который за тобой стоит. Что касается работы заместителя губернатора и председателя правительства, тут точно так же приходится принимать решения. Но в конечном итоге последнее слово всегда остаётся за высшим должностным лицом – губернатором.

А парламент – это коллегиальный орган. Здесь решение принимается большинством, и ответственность несут все депутаты. Роль руководителя парламента состоит в том, чтобы определить правильный вектор. Но при всей разности подходов к процессу управления в должности председателя правительства и должности председателя Законодательного собрания есть общее – необходимость и способность принимать решения и, главное, нести за них ответственность.

– Были ли примеры, когда приходилось принимать законы «против души»? Как вы стараетесь избегать таких ситуаций?

– Законодательное собрание за 20 лет прошло большой и сложный путь, превратившись из дискуссионного клуба, каким представляли его себе некоторые депутаты первого созыва, в дееспособный орган законодательной власти региона. Профессиональный подход к качеству нормативных правовых документов является одним из главных условий работы оренбургских парламентариев. Поэтому законы не принимаются на авось, для души или чтобы порадеть хорошему человеку. Они регулируют целый спектр социально-экономических отношений, общественной и политической среды, являются зеркальным отражением реальности. Наша цель – обеспечить условия развития региона на основе эффективности и разумности, доступности для понимания и исполнимости.

Принятие законопроекта на пленарном заседании – это финальная точка в его обсуждении. И прежде чем её поставить, депутаты рассматривают все аспекты, нюансы закона, его предполагаемые последствия, финансовую составляющую, реакцию общества. «Против души» законы региональный парламент не принимает. Если какую-либо фракцию законопроект не устраивает, то она голосует против, таким образом сохраняя своё душевное равновесие.

– За какие законы и решение каких вопросов избиратели благодарили депутатов?

– Оценкой эффективности законопроекта является его актуальность, целесообразность, корректное исполнение и отсутствие нареканий к содержательной части. Если все эти составляющие совпадают, то это и есть благодарность за работу.

Тем не менее, работая в территориях, встречаясь с людьми, чаще всего отмечаешь положительную оценку ими действия таких законов, как предоставление земельных участков для многодетных семей, о региональном материнском капитале, ряда других законов социальной направленности. Депутаты постоянно мониторят правоприменительную практику и оперативно вносят изменения. По сути, жизнь сама вносит корректировки. И это правильно. Так как законы принимаются в соответствии с нашими реалиями.

– Работа депутатов не на виду, как избиратели могут её оценить?

– Подготовка, обсуждение законопроектов в профильных комитетах действительно не бросается в глаза, не рекламируется. Это специфика подготовки нормативных актов. Хотя резонансные законопроекты, проект бюджета региона выносятся на широкое обсуждение, на публичные слушания, так как затрагивают интересы большей части оренбуржцев. Но работа депутатов не ограничивается только принятием нормативных правовых актов.

Оренбургские парламентарии не отмахиваются от решения неотложных проблем конкретных людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проблем территорий, которые они представляют. Помощь, нередко из личных средств, оказывается в первую очередь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, детям, старикам, а также тем, у кого, как говорится, рубаха мокрая от пота. Для решения более масштабных проблем территорий используются средства областного бюджета, выделяемые на выполнение социально значимых мероприятий в муниципальных образованиях региона. И эта работа получает адекватную оценку со стороны людей. Доверие населения ко многим депутатам высоко. Это подтверждают и результаты выборов.

Поэтому рейтинг – вещь весьма условная. И цели поднять его любыми способами региональный парламент перед собой не ставит. Привлечь повышенное внимание можно ведь, например, и через скандалы, через различные эпатажные публичные заявления. Это самый простой и лёгкий вариант в политике. Но наш путь – это систематическое информирование оренбуржцев о работе Законодательного собрания через СМИ, постоянные встречи с людьми, личные приёмы, помощь в решении конкретных проблем человека.

Ирина ФЕДОРОВА, газета «Оренбуржье»