Как я собирала долги
В сфере ЖКХ активно применяются методы принудительного взыскания долгов, но если и после этого должник отказывается платить, то управляющая компания подает в суд и работа по взысканию переходит к судебным приставам.
Сегодня задолженность по оплате коммунальных услуг является одним из самых распространенных видов долга, отмечают судебные приставы. Обычно самыми дисциплинированными по квартплате являются пенсионеры и семьи со средним достатком, а самыми злостными неплательщиками – люди, ведущие асоциальный образ жизни и, как это ни странно, – жильцы с высоким уровнем дохода.
Как же работают с должниками судебные приставы? На прошлой неделе представился случай, и я отправилась в рейд по адресам неплательщиков за услуги ЖКХ в Орске вместе с судебным приставом-исполнителем Инной Обрезковой и начальником участка ЛКС-6 Ниной Федюниной.
Приезжаем по первому адресу. Долг жильцов этой квартиры за газ – почти 14 тысяч рублей. Дверь, как мы и ожидали, нам никто не открывает.
– Здесь, между прочим, живет наша бывшая сотрудница, – объясняет Нина Равильевна, – как с работы уволилась, так сразу перестала платить.
– Да что вы им стучите, все равно не откроют, – послышался голос сверху. Прояснить ситуацию вызвался сосед должников, спускавшийся по лестнице. – Они тут вдвоем живут, жена не работает, а муж – инвалид. Сомневаюсь, что вы от них что-то получите, у них и имущества-то особого нет.
– И такое случается чаще всего, – вздыхая, говорит Инна Сергеевна, – придется выписывать повестку, чтобы к нам пришли. Хотя наши требования часто игнорируют.
Воткнув повестку в дверь, едем по следующему адресу. Там нам тоже никто не открывает. Сердобольные соседи поведали: в квартире проживает женщина с двумя сыновьями, семья находится в сложном материальном положении.
– У всех сейчас сложное положение, – сказала пристав, заполняя очередную повестку.
И вот нам наконец-то открыли дверь. В другом доме и по другому адресу. Как выяснилось, не хозяйка квартиры, а ее знакомая.
– Она сейчас в больнице, у нее инфаркт. Но как только ее выпишут, я обязательно передам, что вы приходили.
– Можно, мы зайдем, имущество посмотрим, – спрашивает разрешения Инна Сергеевна.
– Да какое у нее имущество, она давно на пенсии! – ответила женщина, – но проходите, если нужно.
Женщина не обманула. В чистой, прибранной квартире мы не увидели никакой бытовой техники.
– В этом случае должница хоть пенсию получает. Долги можно будет высчитывать. А порой бывает – у людей ни имущества, ни дохода, и взять абсолютно нечего, – пояснила пристав-исполнитель.
Следующий пункт нашего рейда – проспект Никельщиков, 60.
– Это «веселый» дом, – многозначительно поясняет Нина Равильевна, – там в основном живут неблагополучные семьи, должников много.
Поднимаемся на четвертый этаж. Подъезд больше похож на помойку. Стойкий неприятный запах, на грязных лестничных площадках забавляются дети, тут же и бродячие собаки. Долго не можем найти нужную нам квартиру. Номера на дверях только дезориентировали: рядом со 131 соседствует 137-я. От безысходности начинаем звонить во все квартиры. Из десяти нам не открыли ни в одной.
– У жильцов здесь долг 17 тысяч, не платят с 2009 года. Задолжали за обслуживание и ремонт. Дом в ужасном состоянии, – возмущается Инна Сергеевна, оставляя повестку в двери.
Следующий адрес – коммунальные квартиры по переулку Казалинскому. Дверь открыла соседка должников.
– А их нет никого. Вы поищите возле магазина у дороги, хозяйка там пирожками торгует, – объяснила соседка.
Едем к магазину. Должница оказалась на своем рабочем месте.
– У меня сын недавно из тюрьмы вышел, только на работу устроился. А я болею, никуда устроиться не могу. Только и остается, что пирожками торговать. А на них разве много заработаешь? – жалуется женщина.
– Вы к нам придите обязательно, поговорим, найдем выход из положения, – предложила Инна Сергеевна, протягивая повестку, – только обязательно придите, не игнорируйте нас.
В следующем доме у нас сразу две квартиры, где живут должники. Звоним в первую. Дверь открывает пьяная девушка.
– Вы Васильева? – обратилась к ней пристав.
– Нет, не я.
– Можно попасть в комнату, имущество посмотреть.
– А тут нет ничего. Она и не работает, – ответила незнакомка, еле ворочая языком.
– Вы откуда знаете?
– Так я Васильева. У меня вообще ничего нет, только старый диван да стенка. Ничего вы с меня не возьмете!
– Так что же вы нам голову морочили?! Мы же не в игрушки с вами играем, – рассердилась Инна Сергеевна.
Комната предстала в ужасающем состоянии. Грязные стены, давно немытый пол. Электрическая плитка заплыла неясного происхождения потеками. На полу – таз с грязной водой. Шкафы разбиты, на столе – арбузные корки и остатки каши. И среди этого всего еще и кошка с собакой.
– Самим есть нечего, так они еще и животных завели, – шепчет мне на ухо Нина Равильевна.
Пообщавшись с должницей, идем в соседнюю квартиру. Там нас встречает тоже нетрезвая женщина.
– Я знаю, у меня долг, но оплачиваю, по полторы тысячи в месяц. Возможности вносить больше нет. Но дочка мне помогает. Мы все погасим обязательно.
– Будем надеяться, но вам все равно надо прийти к нам на беседу.
Вручив последнюю повестку, возвращаемся в отдел.
– День прошел относительно спокойно, – рассказывает по дороге Инна Сергеевна. – У меня был случай, когда мы арестовали у должников имущество, а они закрыли нас в квартире и два часа не выпускали. Пришлось вызывать подмогу. Когда ходим по своему участку, мы знаем, к кому можно прийти одним, а к кому с приставами из ПДС. Иных должников приходится ждать, пока объявятся.
От увиденного во время рейда голова пошла кругом. Судебных приставов, как я убедилась, не особо-то жалуют. Им постоянно приходится сталкиваться с враньем и недружелюбным к себе отношением. Но приставов тревожат не только долги, но и судьбы людей, которым они по сути помогают решить их проблемы , чтобы люди не остались без крыши над головой.
Ирина Дубинина заместитель начальника УЖКХ горадминистрации по экономическим вопросам:
– Долги населения за коммунальные услуги составляют более 700 млн рублей. Работа с должниками проводится постоянно. И если должник хочет оплачивать услуги ЖКХ, но пока не может, то с ним составляются соглашения о погашении долга в рассрочку. А если человек категорически отказывается от оплаты, то материалы подают в суд, где весь долг взыщут в принудительном порядке. Неоплата коммунальных услуг имеет серьезные последствия. Это задержка заработной платы сотрудникам ЖКХ, сбои в подготовке города к зиме, так как возникают задолженности перед подрядными организациями и поставщиками.