Игорь Комиссарчик: Нужны ли парламенту регионалы?
До выборов в Госдуму осталось меньше двух месяцев, однако уже сегодня можно с уверенностью прогнозировать: новая система голосования уменьшит количество оренбургских депутатов.
Медведевская реформа парламента несколько лет назад была воспринята крайне позитивно: казалось бы, от новой Думы будет немного больше толка, чем от той, которая, не успев приступить к работе, получила статус «взбесившегося принтера». «Доморощенные» депутаты должны были расширить реальное представительство регионов и немного сместить повестку дня парламента: вместо безумных федеральных законопроектов Думе предлагалось спуститься на реальную работу с населением.
Увы, нынешние списки политических партий показывают, что в реальности регионы типа Оренбургской области с новой системой не приобретают, а теряют. В Думе становится еще меньше регионалов и еще больше «уважаемых» людей. Теперь те, кто раньше мог проходить по спискам, заброшены в одномандатные округа. В региональные группы же, при объединении регионов, можно ставить политиков федерального уровня, не заботясь о связях «с землей».
Самый показательный пример тому – партия «Родина», где и в списках, и на одномандатных округах – вообще всего один оренбуржец. Остальные – пришельцы. Конечно, шанс, что «Родина» из Оренбуржья пробьет себе дорогу в Госдуму сродни вероятности возрождения динозавров, но пренебрежение к региону очевидно. «Справедливая Россия» пустила по одномандатным округам представителей области, но во главе регионального списка – опять федералы, притом не паровозы, а те, кому реально надо попасть в парламент.
КПРФ по примеру «Единой России» (об этих — позже) объединила Оренбургскую область с Самарской. Возглавил список депутат Леонид Калашников, второй – действующий представитель Оренбуржья в нижней палате Парламента Валентин Чикин. Редактор «Советской России» может пройти в Думу опять, но его вполне можно приравнять к «федералу» — область он в последний раз посещал в эпоху первых двух сроков Путина.
ЛДПР начудила там, где начудить было нельзя. По региональному списку идут представители области, однако в Законодательное собрание зачем-то идет одиозный депутат Андрей Луговой. Чем больше плакатов с Луговым украшают оренбургские улицы, тем сильнее шутка о том, что он собрался в Совет Федерации через областной парламент, начинает пугать жителей Оренбуржья – в ситуации с полонием по-прежнему все неоднозначно.
«Гражданская платформа» пустила по оренбургским спискам москвичей. «Яблоко» сделало ставку на звезд социальных сетей. Число малых партий, поставивших в Оренбург столичных выдвиженцев, и вовсе не поддается исчислению.
Впрочем, «Единая Россия» тут ничуть не уступила своим младшим братьям. По одномандатным округам идут представители Оренбуржья (даже Виктор Заварзин за два депутатских срока успел стать «своим»), но в списке региональном, где объединены Ульяновская, Самарская и Оренбургская области, представитель «Сердца Евразии» — космонавт Роман Романенко – только шестой, да и оренбуржцем его назвать достаточно сложно. Вернее, вообще нельзя – в Оренбургской области он начал работать только этой весной. Следующий представитель региона – Татьяна Шукурова – восьмая, но ее шансы попасть в Думу такие же, как и у Романенко: даже за пределами статистической погрешности.
Оренбургская область в итоге может и вовсе получить снижение реального числа депутатов, хотя бы номинально представляющих регион в Думе. Три одномандатника, кто-то от ЛДПР, и, вероятно, Валентин Чикин. Вот так медведевская реформа при грамотном исполнении может привести в парламент еще больше «уважаемых людей», избавив его и без того плачевного представительства регионов.