Кубометр кубометру – рознь: как орчане борются за воду

Говорят, пока гром не грянет, крестьянин не перекрестится. Так и тут: пока не было начислений за общедомовые нужды, люди особо не роптали, хотя, чего греха таить, немного ворча, оплачивали периодически возрастающие коммунальные услуги. Но появился ОДН, и недовольных стало значительно больше.

Киоски оставили без света

Только в этом году, разобраться с неправильным начислением платы за общедомовые нужды по электричеству и воде в общественной организации «Городское собрание» попросили более 260 человек.

– Чтобы стабилизировать ситуацию в каждом жилом доме, нужно обежать не одну инстанцию в поисках правды, – уточняет председатель «Городского собрания» Николай Макаров. – Но это того стоит. Все, кто жаловался на большие начисления по ОДН, сейчас довольны тем, что теперь им насчитывают копейки.

Улица Станиславского, 6; улица Щорса, 11; Щорса, 13. Во всех этих домах ОДН привели в норму. Правда, ушло на борьбу за электроэнергию и воду у жителей последней многоэтажки почти полгода.

– Сначала мы с активистами нашего подъезда обошли все квартиры, – рассказывает Любовь Анисимова, жительница дома №13 на улице Щорса. – Попросили соседей установить индивидуальные приборы учета, если таковых не было. Всего у нас шестьдесят квартир, и лишь в трех из них по-прежнему платят по нормативам. Также, мы отключили несколько торговых киосков, которые питались электроэнергией от нашего дома. Представляете, сколько киловатт в сутки наматывалось на общедомовом приборе учета! Сегодня мы видим разницу: раньше мы платили ОДН за свет по 100-150 рублей в месяц, теперь платим всего 11. С общедомовыми начислениями по воде бороться было сложнее. Мы два года обивали коммунальные пороги, но своего добились. Раньше платили ОДН за воду и по триста, и по пятьсот рублей, сейчас – несколько рублей.

Бороться за свое сложно, но, как мы видим, можно и даже нужно. Тем более, что домов, где жильцам в квитанциях за коммунальные услуги приходят немалые суммы за ОДН, очень много. Кто-то платит стабильно, не задумываясь, за что. Кто-то вычеркивает строку ОДН и, соответственно, плату за эти самые нужды из квитка.

– Когда тебе начисляют 250, а то и 300 рублей в месяц за ОДН по воде, начинает казаться, что кто-то, не очень хороший, упорно лезет в карман, чтобы поживиться твоей и без того небольшой зарплатой, – говорит Любовь Ивановна, жительница дома по Карельской, 41. – Слава богу, пока у нас установлен общедомовой прибор учета только холодного водоснабжения. Если бы был еще и на горячую воду, мы бы и вовсе остались без штанов. После того, как в марте этого года пришли невероятно завышенные цифры в нашей платежке, я вчиталась в каждую строку и очень удивилась. Оказывается, с декабря 2014-го я, как и другие мои добросовестные соседи, платила по 250 рублей за ОДН по воде! Это примерно 13 кубов. Для сравнения: мы с мужем ежемесячно платим всего около семидесяти рублей за 4 куба, а то и сорок два рубля за 2 куба. Но у нас стоит счетчик индивидуального потребления. Казалось бы, платить мы должны меньше, а платим за себя и за соседей, у которых счетчики не установлены. Они наверняка льют по 10 кубов воды в месяц. Поэтому, я вычеркиваю из платежки ОДН, ведь платить за кого-то не хочется. Коммунальщики стабильно приписывают мне долг.

Чьи кубы? Не мои кубы!

Итак, разберемся на конкретном примере. Девятиэтажка, 96 собственников. Половина квартир обычных, половина – с общими кухнями и коридором. Некогда, это было общежитием, которому несколько лет назад присвоили гордый статус жилого дома. Процентов на тридцать он оборудован индивидуальными приборами учета холодной воды. И если в прошлом месяце воды на общедомовой прибор учета накапало 1109 кубометров, из них 508,2 – объем индивидуального потребления по квартирным счетчикам, то бывали месяцы, когда набегало 1765 кубов, из которых всего 570 по индивидуальным счетчикам. Так откуда кубы?

По всей вероятности, от соседей, у которых счетчиков нет. Николай Макаров пояснил, что один текущий унитаз дает один куб воды в сутки.

– Одна женщина долгое время платила по нормативу, потом установила счетчики на воду, но выгоды не получила, – говорит Николай Макаров. – Счетчик крутил все больше и больше. В ванной комнате выявили утечку. Один текущий унитаз давал один куб в сутки! А в месяц набегало по тридцать кубов. Она же, заметьте, до установки счетчика платила по нормативу. Значит, кто-то другой оплачивал ее кубы.

Так и в той девятиэтажке. Жильцы инициировали проверку дома представителями «ОрскВодоканала». Не во все квартиры им удалось попасть. Но утечки были обнаружены в десяти (!) квартирах.

«Вот почти весь ваш ОДН, – отметила в ходе проверки сотрудница водоканала. – Пусть собственники данных квартир обращаются к слесарям, которые обслуживают дом. Слесарь посмотрит, скажет, что купить и устранит утечку».

– Только собственникам большинства этих квартир безразлично, что и где в их жилище течет и ломается, – разводит руками Любовь Ивановна. – Они пьют горькую с утра до ночи, им не до быта. Как быть нам, ума не приложу. Если сложить все цифры, может получиться итоговое общее. Итак, берем за октябрь 508,2 от индивидуального потребления, в том числе по счетчикам. Приплюсовываем, грубо говоря, 350 кубов из десяти квартир, где обнаружены утечки, ведь люди, проживающие в этих помещениях, еще и стирают, моются. Получается уже 858,2. Остается 252,8. Наверняка в квартирах, где не установлены счетчики на воду, да еще и проживают вместо двух зарегистрированных официально пятеро человек, льют не по четыре куба, как мы. Таких квартир у нас выявлено шесть. Но, напомню, не во все жилые помещения попали представители водоканала.

В УК «Ленинская», которая обслуживает дом, говорят: «Пусть добросовестные жильцы обращаются к нам, мы отправим слесарей в квартиры, где зафиксированы утечки». Хотя, как поясняет Николай Макаров, по закону слесари обслуживающей организации обязаны без напоминаний, раз в полгода, проводить осмотр всех квартир на предмет утечек. Видимо, этого не делается. Так и платят жильцы (а в некоторых случаях уже отказываются – прим. автора) за своих нерадивых соседей. Добьются ли чего-то в борьбе за свой ОДН жильцы дома по улице Карельской, покажет время.

– К сожалению, сегодня за все несут ответственность добросовестные потребители коммунальных ресурсов, а правовой механизм освобождения от «повинности» за возмещение общих ресурсов отсутствует, – отмечает юрист Евгений Путинцев. – Кроме того, на наш взгляд, большой проблемой является затруднительный контроль за ресурсоснабжающей и обслуживающей организациями, поскольку сегодня проверка достоверности зафиксированных объемов общего потребления – задача не из легких, а объемы ОДН порой выражены в нереально огромных цифрах. Введение платы ОДН несомненно направлено на возмещение расходов ресурсоснабжающих организаций. В ОДН входит не только потребление сверх установленного норматива соседями, если у них не установлены индивидуальные приборы учета, особенно когда количество зарегистрированных по месту жительства лиц не соответствует числу проживающих в квартире, причем в большую сторону. Сюда же входят утечки и потери, происходящие ввиду некачественных услуг, оказываемых обслуживающими организациями. Более того, именно обслуживающие организации зачастую не предпринимают каких-либо мер, направленных на экономию общего потребления. Например, в наших подъездах установлены лампы накаливания. Их не меняют на энергосберегающие лампы, а установка фотоэлемента, зажигающего лампу при движении, до сегодняшнего дня является инициативой жильцов подъезда. Что же касается особенности ОДН водоснабжения в зимний период, то я сам неоднократно наблюдал, как коммунальные работники, чтобы помыть полы в подъезде, идут за водой к жильцам первых этажей. Так что, в некоторых случаях не совсем понятно, откуда берутся столь объемные общедомовые нужды.