Булат Калмантаев: Но песня не допета… по свету до сих пор, Другой шагает где-то весёлый репортёр

В заголовок сегодняшних своих заметок вынес строки из «Песни о весёлом репортере», написанный, кажется, в 1942 году фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» Константином Симоновым. У этой песни несколько вариантов, не все они авторские, но это уже, как говорится, для гурманов.

Почему именно эти строки, когда у Симонова в «Песне…» есть не менее выразительные?  Например, «В блокноте есть три факта, что потрясут весь мир… Чтоб в путь неблизкий  отправить этот факт всю ночь с телеграфистской налаживал контакт…».

Но и в том, и в другом случае в строчках есть слова «по свету» и «мир». И вот это для меня имеет особое значение, ибо указывает на соотнесенность нашего журналистского труда, газеты и печати с миром, со всем светом, то есть с человеками, ныне живущими на этом свете, населяющими наш мир.

А это обстоятельство, в свою очередь, является исходным, основным, решающим в дискуссии о судьбе Газеты, которая, как утверждают мудрые из классиков, создала Публику.

Но урежем пафос, рассмотрим голую суть. Что есть газета?

Набор информация, новостей, мнений, оценок  всего, что может быть важным или представлять интерес для множества людей. На бумажном носителе. Восприятие этой информации осуществляется через чтение, иными словами через восприятие линейно расположенных знаков – в данном случае букв родного языка. Через эту последовательность постигаются и смыслы текста в целом. Смыслы вечные или нарождающиеся, утратившие всякое значение или меняющие жизнь. И все потому, как утверждает Великая Книга, «в начале было Слово».

И какая разница – напечатано-размножено оно на бумаге или расположилось на экране монитора? Есть уже технологии, которые тиражируют слова прямо в воздухе. У меня нет сомнения в том, что появятся и новые носители информации, постигаемой человеком через ЧТЕНИЕ.

У меня также нет никакого сомнения в вечности этой ценности, заключенной в этом слове. И как для всех, кто добывает новости, доставляет людям информацию, мнения, комментарии, «негатив» или «позитив» через ПИСЬМО, судьба которого находится в единстве с ЧТЕНИЕМ.

Пока эта пара остаются в культуре, составляя ее фундамент, газеты будут жить. Исчезнут они только с той культурой, с той цивилизацией, что сотворены человечеством.

Ну, будет параллельный носитель, не бумажный. Может, и проекция газетных полос на специальный экран, Возможно, нажатием кнопки или клавиши газетные страницы «нарисуются» прямо в воздухе там, где человек расположился для чтения. Не говоря уже о прочно освоенном газетами пространстве всемирной паутины, из который, не будем лукавить, те же газеты извлекаются на мониторы  миллионов и миллионов домашних и рабочих компьютеров.

Не будем лукавить еще потому, что информационные порталы, сайты, ресурсы Интернета, зарегистрированные как СМИ, по сути и являются газетами – только с содержанием и графикой, организованным в соответствии с иным носителем информации (цифрой, читателю невидимой) и современными научно-техническими достижениями в коммуникационных технологиях.

Газета не умрет. Угроза  ей в другом. И не ей, если по справедливости, а культуре. Культуре письма, а, стало быть, и чтения. Культуре профессионализма в той деятельности, определяемой как «журналистика».

За века своего существования эта деятельность  создала очень высокие стандарты уважительного отношения к читателям, к Человеку вообще, выработала ограничения, не допускающие отклонения от норм честности, объективности, беспристрастности, от службы в коренных интересах общества. Специально не говорю о русской журналистике, которая всегда в своей истории отличалась выразительностью и точностью языка, содержательностью и ясностью мысли.

Наблюдаемая ныне эрозия этих стандартов деятельности не являются признаками смерти газеты, а, хочется думать, следствием освоения ей и журналистикой новых возможностей информационного освоения и отражения повседневности.

При таких процессах издержки неизбежны. Только не погубить бы в них профессию. Тогда уж точно газет не будет…

Для тех, кто долистал заметку до конца, подарок: «Песня о весёлом репортере» Константина Симонова, воспроизводимая по памяти в варианте очень близком к той, как ее пели студенты факультета журналистики  Уральского университета в 60-70-ые годы прошлого века.

Был парень он, что надо: отважен и хитёр.
Шагал под вой снарядов весёлый репортёр.
На танке, в самолёте, в землянке, в блиндаже –
Куда вы не придёте, до вас он был уже.
И вышли без задержки, на утро как всегда
«Известия» и «Правда» и «Красная Звезда».

О взятии плацдарма, что ровно в полночь пал,
Он раньше командарма на полчаса узнал.
Во избежанье спора напоен был пилот –
У генерал-майора был угнан самолёт.
И вышли без задержки, на утро как всегда
«Известия» и «Правда» и «Красная Звезда».

Оружием обвешан, прокравшись по тропе,
Неукротим и бешен, он штурмом взял КП.
Был комиссарский ужин им съеден до конца,
Полковник был разбужен и побледнел с лица.
Но вышли без задержки наутро, как всегда
"Известия" и "Правда" и "Красная звезда".

В блокноте есть три факта, что потрясут весь свет,
Но у БОДО контакта всю ночь с Москвою нет.
Он чтобы в путь неблизкий отправить этот факт,
Всю ночь с телеграфисткой налаживал контакт.
И вышли без задержки, на утро как всегда
«Известия» и «Правда» и «Красная Звезда».

Под Купинском в июне в траву, в степной простор
Упал, сражённый пулей, весёлый репортёр.
Блокнот и «лейку» друга в Москву, давясь от слёз,
Его товарищ с юга в редакцию привёз.
И вышли без задержки, на утро как всегда
«Известия» и «Правда» и «Красная Звезда».

Но песня не допета… по свету до сих пор
Другой шагает где-то весёлый репортёр.
На танке, в самолёте, в землянке, в блиндаже –
Куда вы не придёте, до вас он был уже.
И выйдут без задержки, на утро как всегда
«Известия» и «Правда» и «Красная Звезда».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

День печати: о чем писали оренбургские газеты 100 лет назад

С «лейкой» и блокнотом: собкор ТАСС Пётр Степанков