Грабли на поле чудес

Для одних слабый рубль – новые возможности, для других – старые проблемы

Обыватели, у которых в заначке хранится сотня американских или европейских «рублей», подаренных на свадьбы и юбилеи, наивно радуются, что валюта дорожает. Как будто несколько монет, закопанных на поле чудес, дали урожай. Те, у кого валютные сбережения исчисляются тысячами или десятками тысяч, просто на седьмом небе от счастья по поводу собственной предусмотрительности. Обладателям рублёвых накоплений остаётся ворчать: «Сколько раз рубль подводил, а мы на те же грабли… А что думают промышленники и предприниматели, для которых курс рубля по отношению к доллару и евро как условие производственной задачи?

Время экспортёра

Машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ» экспортирует свою продукцию в Казахстан, Иран, Гватемалу, Украину, с советских времён сотрудничает с Индией.

– У нас в связи с ростом доллара и евро повысилась рентабельность продаж, – говорит первый заместитель генерального директора ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» Юрий Хлопотунов. – Рост валюты стимулирует нас работать на экспортный рынок, а с появлением на рынке агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР) мы стали работать и с государствами закрытых экономик. К ним относятся страны бедного Юга, в первую очередь страны Африки южнее Сахары.

Новотроицкому заводу хромовых соединений теперь приходится снижать цену на отдельные виды экспортной продукции из-за того, что были увеличены таможенные пошлины.

– Таким образом, – объясняет генеральный директор ОАО «НЗХС» Андрей Бородин, – Евросоюз сейчас пытается поддержать своих производителей. Растущие доллар и евро хороши только для экспортёров, но если же предприятие закупает сырьё или какие-то комплектующие за границей, то вся вырученная маржа от экспорта уходит на подорожавший в рублёвом эквиваленте импорт.

Между Западом и Востоком

Неоднозначно воспринимают промышленники и подорожание рубля на фоне казахстанского тенге. Азиатские товарищи по Таможенному союзу несут убытки, и те, кто имеет связи с соседней страной, тоже ощущают последствия девальвации в РК.

– Валютные колебания не повлияли на работу Южно-Уральской горно-перерабатывающей компании, ведь предприятие ориентировано преимущественно на российский рынок, – сообщила начальник отдела продаж ООО «УГПК» Анастасия Кавецкая. – Поставки цемента в Казахстан компания незначительно приостановила, но это не отразилось на объёмах производства.

– У нас есть много покупателей в Казахстане, и сейчас начались неплатежи с их стороны, – рассказал генеральный директор ОАО «Завод бурового оборудования» Александр Медведев. – Пытаемся идти навстречу клиентам, работаем, разбираемся в ситуации.

Мы в основном торгуем со странами СНГ и в контрактах предусматриваем рублёвое покрытие. Потребители радуются, конечно, что они не в долларах США рассчитываются, а мы немного грустим по этому поводу. Другие контракты с дальним зарубежьем в общем объёме малозначительны, но надеюсь, что это пока. А за границей наш завод покупает почти всю трубную заготовку для труб линейки «WireLine» – в России её не делает никто, – продолжает Александр Константинович. – Цена стала кусаться, поэтому сейчас уговариваем российских поставщиков запустить производство. Но к этой продукции высокие требования, и для её производства нужно очень дорогое металлопрокатное оборудование.

Вообще, слабый рубль, на мой взгляд, это кажущаяся выгода. Временная. При слабом рубле якобы вырастает конкурентоспособность российских предприятий. Но ведь это всё искусственно, не за счёт повышения эффективности производства. В долгосрочной перспективе это развращает предприятия, не заставляет их модернизироваться.

На пользу инноваторам 

На малом инновационном предприятии «Биоматерия» к курсовым колебаниям валюты относятся спокойно. Инноваторы-биологи пока только готовятся к выходу на мировой рынок искусственных заменителей кожи, и наверняка в будущем оренбуржцы получат там свою долю.

– Можно, конечно, сказать, что повышение курса доллара и евро нам только на пользу, – рассуждает создатель биокожи, директор ООО «МИП «Биоматерия» Рамиль Рахматуллин. – Ведь по сравнению с остальными баснословно дорогими искусственными заменителями кожи наша новая разработка – биоматериал второго поколения «ДЖИ-Дерм» – станет доступнее. Я надеюсь, у нас в перспективе будут экспортные контракты, и в любом случае наш оригинальный продукт составит достойную конкуренцию импортным аналогам независимо от того, насколько подешевел рубль.

Сейчас мы устанавливаем новое оборудование и будем переходить на полный производственный цикл. Это позволит предприятию не покупать из-за границы некоторые компоненты. Правда, для самого оборудования понадобились импортные комплектующие, но мы успели купить их до повышения доллара.