«Черных списков» банков – нет

 

Отзыв лицензий сразу у нескольких российских банков этой осень породил информацию о существовании "черных списков" банков. Ситуацию прокомментировал начальник ГУ Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.

– Председатель Центрального банка уже несколько раз официально заявляла, что ЦБ никаких перечней кредитных организаций не формирует. Всё то, что сегодня «гуляет» по просторам нашей Родины как правило чья-то самодеятельность. Скажу честно, я таких списков не видел, но знаю, что они есть. Любой из нас может быть инициатором такого списка. Достаточно зайти на открытый сайт Центрального банка или на сайт любого банка и ознакомится с официальной отчетностью кредитных организаций. Можно составить ранжированный список банков. Например, у банка отрицательная прибыль за какой-то год. Выбираешь все банки с отрицательной прибылью, то есть с убытками, получается список. Можно сказать, если банки не имеют прибыли, значит с ними надо прощаться. Но если разобраться, то отрицательная прибыль могла появится из-за того, что банк доначислил в специальный резервный фонд, провел мероприятия по развитию сети. Не понимая, что происходит в банке, нельзя делать конкретных выводов.

– Наличие «черных списков» очень сильно влияют на массовых вкладчиков, юридические лица, которые работают с банками. Если начнутся волнения, то не очень хорошая ситуация сложится в банковской системе в целом. Тот, кто выпускает «черные списки» преследует свои цели.

– В Оренбургской области работает восемь региональных банков. Кроме того на территории области зарегистрированы филиалы иногородних банков, структурные подразделения – всего более 800 единиц. В 2013 году мы ни у кого лицензий не отзывали. Закрытие кредитных организаций в Оренбуржье, которое состоялось, связаны с отзывами лицензий на уровне федерации или других регионов. Те подразделения, которые работали у нас, подозрений не вызывали, дело было не в них.

– Из восьми региональных банков на сегодня все имеют хорошую доходность. На внутренние даты у некоторых организаций прибыльность была низкой или отсутствовала, но это связано с оперативной деятельностью банка. Часть их текущих затрат и доходность определенных операций иногда не совпадают по времени. Никаких мер воздействия на региональные банки мы не предпринимаеам.

– Банковская система волатильна (изменчива). Она очень сильно зависит от внешних воздействий, например, информационной атаки. Сказать, что ничего плохого не произойдет, я не могу. Это может произойти с любой банковской системой. От этого никто не может быть застрахован.

– Сегодня банки проходят так называемое стресс-тестирование. В ходе его рассматривается вариант, когда произойдет большой отток вкладов. Чтобы это не привело к негативным последствиям, банки держат повышенную ликвидность в виде наличных денег, легко реализуемых ценных бумаг, несколько завышены остатки на коррсчетах. Это не очень выгодно для банков, но они учитывают ситуацию, которая произошла у наших соседей. Не хотелось бы, чтобы банковский сектор не был готов к тем вызовам, которые могут произойти.