Государственный долг Оренбуржья: зачем занимали и когда отдадим?

 

На начало 2014 года за Оренбургской областью числилось 24 миллиарда 351 миллион рублей долга. Цифра впечатляет, особенно с учетом того, что год назад была меньше на десять миллиардов.

Жить не по средствам и занимать региону приходится благодаря дефициту областного бюджета. В прошлом году доходы составили 63,3 миллиарда рублей, а вот расходы – 74,2 миллиарда рублей. Отсюда и десятимиллиардный прирост по займам. Покрыть недостачу решили за счет выпуска ценных бумаг под 8,5%.

Стоит отметить, что в прошлом году на территории Оренбуржья мобилизовали 192 миллиарда рублей налогов и сборов, что на пять миллиардов рублей или 3% больше чем в 2012 году. Однако из общей суммы 66% перечислили в федеральный бюджет, и только 34 оставили в казне региона. Годом ранее пропорция составляла 60 на 40.

– Тенденция по централизации доходов в федеральный бюджет по-прежнему сохраняется, – отмечают в министерстве финансов Оренбургской области.

Кому должны

Девять миллиардов рублей в общем объеме государственного долга приходится на ценные бумаги. Срок выплат по ним 2017 и 2019 годы. Еще девять миллиардов – бюджетные кредиты, как полученные, в вышестоящем бюджете, так и переоформленные обязательства предприятий.

Почти 700 миллионов занимали на строительство и ремонт дорог. Возможность «жить в долг» в засушливые годы выручала оренбургское село. В 2010-2011 годах область добилась получения бюджетного кредита на ликвидацию последствий серьезной засухи – 2,8 миллиарда рублей. Их возвращать начнем только в 2032 году.

– Кроме того у нас есть еще гарантии, как накопленные, так и предоставленные инвесторам, либо тем заемщикам, которые показали свои инвестпроекты. Есть кредиты в строительной отрасли, связанные с развитие ипотечного кредитования. Тут абсолютно все регулируемо, прозрачно и понятно, – отметила министр финансов Оренбургской области Татьяна Мошкова.

Еще один инструмент, которым в течение 2013 года не раз применялся в Оренбуржье – краткосрочные кредиты. Впервые «занять до получки» – до перечисления сборов в бюджет – пришлось в апреле. За счет банковских кредитов компенсируют кассовые разрывы. В чем преимущество такой операции перед займом в вышестоящем бюджете, объяснила Татьяна Мошкова.

– Бюджетный кредит можно просить в федеральном бюджете. Да, там ниже процент, но его берешь и отдаешь через три года и все это время платишь процент. В случае с возобновляемыми кредитными линиями, мы можем в любое время взять кредит в «Сбербанке», поскольку именно «Сбербанк» выиграл на аукционе. Допустим, взяли в середине месяца, а 29 числа поступил платеж по налогам, и мы тут же вернули. Мы занимали и на два, и на три дня, был случай брали буквально только на выходные.

Проследить, как изменяется сумма долга по банковским кредитам, можно сравнив хотя бы информацию по госдолгу за первые два месяца 2014 года. Финансистам приходится умело маневрировать, чтобы выплачивать как можно меньше процентов и экономить бюджетные средства. На 1 февраля областной бюджет был должен банку три миллиарда 450 миллионов рублей. Это с учетом процентов по всем 15 договорам с расчетом погашения до ноября 2015 года. Выплатив 42,6 миллиона рублей, долг сократился до двух миллиардов. Вот такая арифметика!

– Это большая работа и для сотрудников минфина, и для работников банка, – отметила Татьяна Геннадьевна. –  Но мы шли на это сознательно для того, чтобы экономить бюджетные деньги на процентах. В 2013 году мы заплатили за проценты 47,3 миллиона рублей, а сэкономили 78,3 миллиона рублей. В этом прелесть применения всех инструментов, который предоставляет бюджетный кодекс в управлении долгом.

Живем здесь и сейчас

Жизнь не по средствам – вполне привычное явление последних лет. Кредит часто становится импульсом к развитию, позволяет жить настоящим, а не откладывать на потом. Этот закон применим как к обычной семье или бизнесу, так и бюджету субъекта федерации. Вопрос лишь в том, как грамотно выстроить взаимоотношения с кредиторами, уметь быстро реагировать на меняющиеся условия, анализировать свои действия, прогнозировать и даже где-то предугадывать финансовую ситуацию будущего.

– Например, регион может взять бюджетный кредит в тот момент, когда приходит время платить зарплату бюджетникам, а налоги еще не поступили. В январе, допустим, сразу после нового года. Вы же не думаете, что люди с зарплатой могут и подождать? Вот! Зарплата бюджетников – это святое. Поэтому взять на месяц или даже пару недель, чтобы выплатить… святое – это не обсуждается, – считает Татьяна Мошкова.

– Или, например, пришел очень крупный инвестор, взял кредит в банке на строительство завода, а регион выступил гарантом по кредиту. Ну не скажете же вы, что завод нам не нужен?.. Или другое. Увеличивая социальные обязательства, область увеличивает дефицит бюджета. И если не взять иной раз взаймы – для нас с вами это значит, что где-то отложится ремонт школы, или строительство дороги, или покупка музыкальных инструментов, – рассуждает министр. – Но человек не хочет отложенных благ – мы живем здесь и сейчас!

Мы как все

По объему долговой нагрузки Оренбургская область занимает десятое место из 14 регионов Приволжского федерального округа и 43 место из 83 субъектов Российской Федерации.

Объем долговых обязательств нашей области не превышает даже половины максимального допустимого по закону порога, когда в некоторых других регионах близок к нему или уже превысил. Расходы на обслуживание оренбургского госдолга составляют 1% всех бюджетных расходов при допустимых 15%. По плану в 2014 году на погашение долговых обязательств потратят почти 1,24 миллиарда рублей.

В минфине области подтверждают: долговая политика Оренбуржья осуществляется в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Предел, за который региону переступать не дозволяется, составляет 55 миллиардов рублей – это сумма всех собственных доходов областного бюджета.

Госдолг Оренбуржья на 1 марта 2014 года в 22,8 миллиарда рублей – это менее половины допустимой суммы, к которой, кстати, в правительстве области подбираться не собираются. А вот в других регионах, не стесняясь, заимствуют на собственные нужды гораздо больше. Например в Мордовии долговая нагрузка составляет 172%, в Саратовской области – 102%.

– Конечно, сама по себе сумма долга выглядит пугающе даже в масштабах области. Но разбирая сумму на слагаемые, видим, что госгарантии вообще долгами назвать трудно, что остальные долги в большинстве своем долгосрочные, которые платить хоть и придется, но постепенно, – объяснила Татьяна Мошкова. – Хорошо было бы, конечно, чтобы дальше долги не росли. Однако при нынешней государственной политике, направленной на перераспределение доходов в пользу федерального центра, рассчитывать на это сложно.