Константин Бакшеев: Если выборы проходят за кулисами – победителю непросто выходить «на сцену»

Оренбургский политтехнолог Константин Бакшеев комментирует поправки в федеральный закон, которые позволят избранным из состава депутатов главам муниципалитетов работать и сити-менеджерами.

Новые законодательные поправки Госдумы, касающиеся избрания муниципальных глав, были приняты, как говорится, в нужное время и в нужном месте. Если такая информация в обычный-то день сложно воспринимается населением, то после январских каникул она легко обошла стороной общественную повестку, и тем самым смогла канализировать протестные настроения в отдельных «заряженных» территориях, где избиратели время от времени активно жаждут выбирать своего градоначальника прямым способом.

В то же время, не исключено, что ситуация с новыми думскими поправками развивается  по принципу «из двух зол выбирают меньшее». Возможно, регионам как бы оставили право на самоопределение, с надеждой, что новая юридическая головоломка окончательно отодвинет мысли избирателей о всенародных выборах мэра на второй безболезненный план.

Что касается Оренбурга, то, на мой взгляд, логика избрания главы за тем способом, когда председатель Совета депутатов, поддержанный сначала населением, а потом и коллегами по парламенту, возглавляет местную администрацию. Главный плюс способа — близость к статусу легитимного «народного избранника». Среди незначительных минусов — всё та же пресловутая окружная привязка избрания будущего мэра.

В ситуации с избранием главы за счёт решения муниципально-региональной конкурсной комиссии откровенно выпирает кулуарность вопроса. Если выборы главы города будут проходить за кулисами, то впоследствии ему будет очень непросто выходить «на сцену». Достаточно представить абсурдность момента, когда глава администрации областного центра начинает прикрываться мандатом конкурсной комиссии где-нибудь на проблемной окраине города. Уверен, что на обострении вокруг «кулуарного главы» будет построена и жесткая риторика так называемой оппозиции. Политические противники действующей власти обязательно воспользуются этим моментом для дополнительных и не всегда точных установок в работе с электоратом.

В то же время, надо признать, что существующая двоевластная система управления Оренбургом себя изжила. За 5 лет  большинство оренбуржцев так и не поняли, чем должен заниматься глава города, а чем — его администратор. Скажу большее, для многих мэр и глава администрации – это один человек. Вот только при этом кто-то смело называет фамилию молодого управленца Арапова, а кто-то аккуратно упоминает ветерана оренбургской политики Мищерякова.

Добавлю, что само разделение фигур на политическую и хозяйствующую в условиях действующей системы  муниципальной власти выглядит нелогичным. О какой политике может идти речь, если в твоем графике в основном перерезание ленточек и протокольные встречи? В электоральном значении политические очки набирает как раз тот, кто строит и чистит дороги, кто благоустраивает дворы, кто борется с недобросовестными коммунальщиками, курирует соцзащиту, медицину и образование. Тот, кто, в конце концов, чаще появляется на страницах муниципальной газеты с новыми городскими победами. Именно поэтому сегодняшняя формула оренбургской власти не нуждается в разделении. Современный мэр города – это, прежде всего, эффективный хозяйственник и коммуникатор, который, как бы практично это ни звучало, не должен забывать и о своих политических дивидендах.