19-21=-2

События 19-21 августа 1991 года раскололи общество России на сторонников и противников Путча. По прошествии 22 лет и те, и другие поставят результатам этого события отрицательный знак, а оценку (по пятибалльной шкале) не более чем, как 2.  И я так думаю.

Начинаю с личного. КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) лет с 14 я не верил. В 1990 году убедился в этой правоте полностью. Я один из тех, кто считал себя частью народа, который вслед за Заславским, Афанасьевым обличал «агрессивно-послушное» большинство Съезда народных депутатов.

И вот, 19 августа 1991 года.

Начнем с хронологии

Для меня 19 августа началось глубокой ночью, с монтажа телевизионной программы телеканала «Регион», в которой я тогда работал в качестве комментатора. Закончив работу к восьми утра, я отправился домой и погрузился в сон. Пробудившись к часу местного  времени, я узнал  от соседа, «что Горбачева – скинули, и что каждому дадут по шесть соток для огородного хозяйства».

Рывок на работу, а там – растерянность. Генеральный директор – Александр Бурмистов — в командировке где-то на западе области и на связь не выходит, директор программ Петр Новохатский и вовсе в Форосе, где томится сам Горбачев. Пронин – в деревне. Андрей Архипов, в то время главный по рекламе ТКР, вместе со Станиславом Колесниковым прячут дома аппаратный комплекс телеканала. Мы с оператором Виктором Шукояном пытаемся спасти архивы ТКР и произвести съемки протестных акций. Правда они, очень не многочисленные, пройдут 20 и 21 августа у здания Дома советов и в Ленинском скверике на ул. Советской.

Вторым указом ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению, взявшего на себя всю ответственность за государство) был запрет выхода в эфир всех негосударственных теле- и радиостанций и других СМИ. Так что эфир нам сразу обрубили. К слову сказать, в качестве местных членов ГКЧП были не только высокопоставленные члены КПСС, но и руководитель телевидения (не помню его тогдашнюю должность) Павел Рыков. Именно они принимали решения на местах.

20 августа – эфира нет. Но ГКЧП не позаботилось об информационных агентствах, а по ним проходит указ Ельцина о неподчинении указам ГКЧП.

Я, не стыжусь этого и сейчас, клею в ночь на 20 августа на столбах этот указ. Более того, не имея эфира, по спутниковому каналу «Супер-ченел» мы имели возможность получать международную «картинку» из Москвы с соответствующими комментариями, а, значит, не только слушать «Лебединое озеро» и смотреть на дрожащие руки вице-президента СССР Янаева.

Честно скажу, что к вечеру 19 августа я не верил, что путч провалится, готов был оплакивать свою Родину, которая, как казалось мне тогда, вновь на 70 лет погрузится в сумерки государственного коммунизма.

20 августа ознаменовался в телеканале звонком из обкома КПСС. Звонил заведующий  отдела промышленности. Из-за отсутствия руководства отвечал на звонок я. Разговор был коротким.

— Ну, что, —  спросил звонивший. — Смеялись над КПСС?

— Да, смеялись, — искренно ответил я.

— Теперь мы посмеёмся, — резонировал позвонивший.

— Это мы еще посмотрим, — сказал я в трубку, где уже шли гудки.

Закончим веселым

Драматические события 19-21 августа 1991 года в Оренбурге запомнились не только печальными, но и вполне анекдотическими событиями.

Накануне 19 августа стажер телеканала «Регион», а теперь «звезда» ГТРК «Оренбург», Андрей Федосов договорился о необычном репортаже. Дело в том,  что Советская Армия решила подарить оренбургской милиции БТР для патрулирования тогдашних и в самом деле неспокойных городских улиц. Первый рейд был назначен на 19 августа и должен был в сопровождении оператора и корреспондента ТКР начаться с пер. Телевизионный, где тогда располагался «Регион». Утром, обнаружив рядом с ГТРК «Оренбург» БТР, режиссер «Региона» Сергей Помазанов вбежал на работу со словами: «Танки!!! Танки!!!».

Вместе с автором этих слов 19 августа абсолютно поверил в победу ГКЧП Александр Костенюк — в то время председатель Оренбургского облисполкома.

Поверил и поверил, ну и что? А суть в том, что в это время глава Оренбуржья (пусть и формальный) находился на Украине, где «выбивал» для нас лимиты на «сахар-песок». Нет бы промолчать, как некоторые. Так, нет – откликнулся оттуда телеграммой в поддержку ГКЧП. Тут его полномочия и кончились. В качестве руководителей в область пришли Владимир Елагин и Владислав Шаповаленко, но это уже другая история. Хотя кто знает, все в этой жизни взаимосвязано…