Продать, и не прогадать: оренбургские аграрии ищут рынки сбыта зерна
Уборка зерновых и зернобобовых в Оренбургской области практически завершена. В общей сложности только в Асекеевском районе намолочено свыше одного миллиона центнеров зерна, что несколько меньше, чем было собрано с полей в 2015 году. На повестке дня — реализация собранного урожая. И чем выгоднее, тем лучше. Но зерновой рынок диктует свои условия, а потому не всегда удаётся с максимальной выгодой продать произведённую сельскохозяйственную продукцию. Особенно в сезон сбора урожая — большой объём предложений сбивает цены.
Тенденция последних лет такова, что аграрии района не хотят продавать произведённое зерно осенью, когда цена на него невысокая. Такая позиция объяснима, ведь, в конечном итоге, хлебный каравай хозяйства будет стоить дешевле, чем если бы он продавался по более выгодным условиям на рынке, которых приходится ждать. Поэтому в районном агропромышленном комплексе в последние годы уделяют большое внимание вопросу хранения зерна до лучших времён.
Для многих аграриев тема хранения болезненная. Мощностей Заглядинского элеватора зачастую не хватало, чтобы удовлетворить потребность многих хозяйств в этом, а в самих хозяйствах не всегда имелись площади для хранения зерна. Поэтому значительная часть сельхозпродукции уходила по минимальной стоимости сезона. Цены, как правило, подрастали к весне, и те, у кого была возможность сохранить продукцию до этих времён оставались в выигрыше.
На самом деле, зерновой рынок, заставил наших аграриев не только производить, но и быть стратегами в области выгодной реализации зерна. Без умения анализировать и предугадывать ситуацию, прислушиваться к прогнозам, сегодня сложно успешно работать, получать хорошую прибыль. А жить по схеме от кредита к кредиту, когда взял его весной, а погасил осенью — в пик низких цен, и не получил достаточной прибыли — практика пагубная для хозяйства, сдерживающая его развитие.
Именно поэтому в хозяйствах района активно строятся зернохранилища. При наличии складов, мест для хранения полученной продукции руководителю хозяйства не надо будет продавать урожай за бесценок из-за того, что его негде хранить, а можно будет выждать наиболее благоприятную ситуацию.
Что же касается цен на зерно в нынешнем сезоне, то они сохранились относительно высокими, хотя ещё весной-летом ожидалось, что с большим урожаем они просядут. Но засушливые июль и август внесли свои коррективы, хорошо сбив урожайность хлебной нивы в районе. И хотя на общем фоне в области урожайность хлебного гектара была высокой, существенного влияния на цены, как показывает анализ, она не оказала. Напротив, цены даже немного подросли. По крайней мере, если судить по ценовым показателям на биржевых торгах за период с 27 сентября по 10 октября, данные по которым приводятся министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Итак, минимальная цена на наиболее востребованную мягкую продовольственную пшеницу третьего класса сформировалась в 10475 рублей за одну тонну, максимальная стоимость составила 10850 рублей за тонну. Несколько выше оказалась интервенционная цена, установленная ещё с апреля — 10900 рублей за одну тонну. Мягкую продовольственную пшеницу классом ниже предлагают по цене от 10000 до 10325 рублей за тонну.
Если сравнить со стоимостью зерна, сформировавшуюся в прошлом году, то можно увидеть некоторое подорожание. Так, в 2015 году средняя цена мягкой пшеницы соответственно третьего и четвёртого классов варьировалась в диапазоне от 9,7 тысячи рублей до 8,9 тысячи рублей за тонну. То есть даже по минимальной планке тонна мягкой пшеницы третьего класса подорожала минимум на 700–800 рублей.
Поднялась и стоимость ячменя. Согласно данным, торговался он на бирже на уровне интервенционной стоимости по цене 8 тысяч рублей за одну тонну. Напомним, что в прошлом году, минимальная стоимость была установлена в пределах 6,5 тысячи рублей.
На рожь не ниже третьего класса установлена цена в пределах 7,4 тысячи рублей за одну тонну. По прошлому году — 6,4 тысячи рублей за тонну. То есть стоимость тонны ржи в спектре интервенционных цен за год фактически подросла в среднем на одну тысячу рублей.
Стоимость произведённого в нашем аграрном секторе зерна от этих цен может отличаться с разницей в тысячу–две тысячи рублей в сторону уменьшения — в зависимости от качественных характеристик сельскохозяйственной продукции.
Высокие цены на зерно — это хорошо. Вот только за это непродолжительное время существенно подорожала сельскохозяйственная техника, прибавило в стоимости и топливо, семена, удобрения. А это значит, что для обновления технической базы, семенного фонда, приобретение горючки для полевых работ понадобятся дополнительные затраты. Получается, что возросшая цена на зерно вновь будет «съедена» рыночными процессами, а от аграриев мы вновь услышим: «Цены на зерно не соответствуют реалиям». И они будут правы. Как сказал в одной из бесед руководитель одного из хозяйств, их устроила бы цена в 15 тысяч рублей за одну тонну при сохранении всех текущих цен, тогда бы аграрное производство могло уверенно себя чувствовать в нынешних рыночных условиях.