Сергей Грачев: Новая архитектура взаимоотношений

Сегодня Российская Федерация находится в той фазе развития, когда государству уже мало слышать отечественный бизнес, необходимо активно участвовать в его стратегическом развитии. Государству, для выполнения своих социальных обязательств, для бюджетного планирования необходимо понимать на какой объем налоговых и неналоговых платежей в бюджет оно может рассчитывать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Предпринимателям – понимать, какие правила игры и на какой срок устанавливает государство в налоговой политике, политике администрирования, финансово-экономическом секторе, инвестиционной деятельности.

 

— Сегодня речь должна идти уже не о локальных проектах в рамках государственно-частного партнерства, а о масштабном сотрудничестве по всем линиям соприкосновения бизнеса и власти. Чтобы сделать экономику действительно инновационной, эффективной, конкурентоспособной – нужна совместная работа власти и предпринимателей. Да, взаимные шаги навстречу уже сделаны и делаются дальше. Это бесспорно. Вопрос – в длине шагов.

— Они могут быть короткими и осторожными, а могут быть длинными и решительными. Второй вариант предпочтительнее, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, структуру национальной экономики и то обстоятельство, что мир стоит на пороге четвертой промышленной революции. И к ней надо быть готовыми. Вот почему сегодня необходимо улучшать качество деловой среды в стране, регионе, муниципальных образованиях. Потому что состояние делового климата — это ключевой показатель привлекательности территорий для развития бизнеса, привлечения инвестиций. Но при этом, любые преференции бизнесу со стороны государства не должны приводить к сокращению объема социальных обязательств, взятых им на себя. Наоборот, они должны способствовать развитию производства и, как следствие, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

— В муниципальных образованиях вектор политики власти должен быть направлен на развитие малого бизнеса, самозанятости населения. В сельских территориях, кроме того, на развитие различных форм аграрного сектора. И здесь важна поддержка государства не только в форме прямых инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции, но и в развитие социальной инфраструктуры села. Чтобы людям было удобно жить и работать на селе. И в этом плане очень много будет зависеть от эффективности работы местной власти, ее умения вести диалог с предпринимателями, населением. Новые экономические условия требуют от органов местного самоуправления новых форм и методов работы, постоянного поиска новых точек роста, постоянной поддержки предпринимательских инициатив и выдвижения собственных.

— Необходимо иметь в муниципалитете «карту проблем» для их последующего решения. Зона ответственности местной власти, как самой близкой к людям, будет неизбежно расширяться, и муниципальная власть должна быть к этому готова. Готова отвечать новым вызовам и нести ответственность за свои решения. В перспективе архитектура взаимоотношений бизнеса, различных уровней власти и общества должна быть выстроена таким образом, чтобы совместные действия всех сторон не напоминали движение к бесконечно удаляющемуся горизонту, а были нацелены на конкретный результат. Результат, который заключается в том, чтобы сделать комфортной не только деловую среду, но и в целом всю жизнь в стране, регионе, конкретном городе и поселке.