Лев Данилкин рассказал RIA56 о книгах, великих людях и PLAYBOY
Лев Данилкин оставляет автограф на истлевшем углу / Сергей Медведев
В Оренбург приехал писатель, журналист, критик Лев Данилкин. Он не только поучаствовал в фестивале уличного искусства «Стенограффия», но и встретился с читателями. Автор биографий Александра Проханова, Юрия Гагарина и Владимира Ленина рассказал оренбуржцам о творчестве, планах и современной литературе.
Путешествие из Москвы в Оренбург
Лев Данилкин признался: ему приятно, что спустя 7 лет помнят его биографию Юрия Гагарина: «Это удивительно, что я оказался в “люльке”, которая подняла меня наверх, чтобы я расписался под давным-давно сочинённым текстом. Он превратился в часть монументального искусства. Дань уважения Гагарину. Приятно, что я имею к этому отношение».
— Мне очень приятно находиться в городе Юрия Гагарина и «Капитанской дочки». На мой взгляд, эта повесть – самая лучшая литература, и Оренбург имеет отношение к ней. Это священное для любого человека место.
Неизвестный Ленин
Последние полгода писатель проживает с книгой про Владимира Ленина. Лев Александрович не стал скрывать, что существует бесконечное множество подобных биографий: Ульянов всегда занимал умы остроумных и компетентных людей. Но его, Льва Данилкина, жизнеописание вождя пролетариата отличается от других:
— В книге есть рассказчик, гоняющийся за Лениным. Он знает, что произошло в XX веке, он впитал яды и токсины истории. Ему в детстве рассказывали, что Ленин – икона, а в 89-м году – шпион и вообще приехал развалить Россию. Это история человека, пытающегося понять Ленина здесь и сейчас, — объяснил биограф.
В книге Данилкин раскрыл неизвестные черты Владимира Ильича: например, то, что он был отличным путешественником. По мнению писателя, Ленин, прочитав написанную биографию, допустил бы её до печати.
— Есть малоизвестный текст, где Ленин пишет рецензию на рассказ Аверченко: в нём Владимир Ильич описан, как жена Троцкого. Это оскорбительно. Но он пишет робко, пытаясь быть остроумным: «Скорее всего, автор не знает фактов, потому что всё совсем не так, как он описывает», — процитировал писатель. – Обычно его представляют нетерпимым к политическим противникам, а ведь Ленин был вменяемым человеком.
А вот Надежда Крупская, по мнению журналиста, не допустила бы публикации его биографии: когда-то она забраковала труд Германа Ушакова, который участвовал в покушении на Ленина, но одумался и перешёл на сторону красной армии. Он разговаривал с крестьянами, которые знали Ленина. До 2015 года книга Ушакова не печаталась.
— Крупская – удивительная женщина. По сути, все биографии опираются на её дневники, — объяснил Лев Александрович. – Если бы я писал биографию великой женщины, выбрал бы её. Вот факт: когда они заселялись с Лениным в гостиницу, в домовой книге она сократила свой возраст. Она была профессиональной шифровальщицей, она всю жизнь выдавала себя за кого-то.
Гагарин – состояние души
— Я благодарен за то, что меня пригласили. Воспринимаю Оренбург как город Гагарина. Сейчас бы я написал о нём по-другому. Советские библиографы достаточно описали жизнь Юрия Алексеевича до 1961 года, я сосредоточился на последних его годах, — продолжил писатель. – Мне следовало подробнее или по-другому писать о нём до полёта. Приезд в Оренбург…. Из таких дней рождаются книги.
фото: Фонд «Евразия»
Кстати, для того, чтобы приблизиться к небу, Лев Данилкин прыгнул с парашютом. Написанная биография – это не только жизнеописание первого космонавта, но и история мифа. По словам писателя, он ухватился за эту идею, чтобы развинтить представление о «простом парне, которому повезло».
— Желание восстановить историческую справедливость, Гагарин не был «случайным», он уникальный человек, — уточнил он. – Наверное, было ошибкой писать из кабинета. На каждый период жизни я искал людей, которые знали его, даже в «Одноклассниках». Сейчас бы я собирал информацию иначе.
Человек с яйцом
На встрече Данилкину задали вопрос, почему он назвал биографию Александра Проханова «Человек с яйцом», если был явно против такого названия. Когда-то Трифонов хотел так назвать предисловие, но по легенде автор попросил этого не делать: за ним за закрепилось бы обидное наименование.
— Действительно, когда Трифонов спросил Проханова, как его узнать в толпе, тот ответил: «Я буду с расписным яйцом». Но у меня другая версия по поводу названия, — парировал писатель. – Трифонов он не осознавал комические или похабные тона, название не пустили в издательстве. Я не слышал, чтобы Проханов был против. Мне показалось, что, с одной стороны, это яйцо, из которого вылупился странный последний солдат империи. Конечно, я не слышу иронию, вульгарность. Название указывает на дистанцию между автором и героем.
Рассказчик, а не выдумщик
Лев Александрович считает, что каждый писатель немного графоман: получает невероятное удовольствие от того, что может бесконечно творить. А вот сам Данилкин – не совсем, и работает не по вдохновению, а по строгому сроку: «Если не было дэдлайна, я бы до сих пор Ленина писал. Шлифовать текст можно до бесконечности».
— Сейчас я работаю на тем, что начал ещё до Гагарина. Сложный персонаж. С его биографией я познакомился в нулевых. Это математик Анатолий Фоменко,- приоткрыл завесу тайны Данилкин. – В написании биографии важно, какой вы рассказчик. 90 % успеха – правильно выбрать персонажа. Дико тонкая вещь. Должна возникнуть эмоциональная связь, химия отношений, не обязательно любовь. Вот у Эдуарда Лимонова очень интересная биография, но эмоциональной связи нет.
Данилкин напомнил, что нет канона для написания биографий, и что не стал бы рисковат залезать в голову персонажа. Он придумывает рассказчика под конкретного человека, а не выдумывает мысли. Это – истории про необычных людей в обычных обстоятельствах.
фото: Фонд «Евразия»
О современном литературном процессе
В начале нулевых Данилкин употребил термин «клудж» – так программисты называют программу, которая не должна работать, но почему-то функционирует. Критик подчеркнул, что не следует воспринимать этот процесс в негативных тонах: пришла та литература, которая могла возникнуть только во время «свободы». Писатели могли сочинять то, что продаётся: детективы, боевики, триллеры. А некоторые литературы остались веры «чистому искусству».
— Тогда не появилось авторов вменяемых детективов, не появилось несколько крупных писателей, не привязанных к жанру. Они не могут иным, не литературным, способом рассказать о жизни.
Уже несколько лет Данилкин не занимается критикой. Он читал всё подряд, гнался за новыми писателями.
— Я нашёл несколько писателей, рассказал о них. На тот момент мы оказались в обществе, в котором будущее неясно. Только официальная телевизионная «пропаганда», которая не очень справляется. Мы привыкли к патриотизму, но не знаем, как будет выглядеть жизнь через 50-100 лет. Этим занялась литература, ведь она всегда конструировала национальную идею.
Данилкин назвал авторов, которые, по его мнению, будут известны и через век. Это Алексей Иванов, Владимир Сорокин – нелюбимый, но значимый писатель – Владимир Микушевич, ранний Виктор Пелевин…
Биограф Ленина и бывший шеф-редактор журнала… PLAYBOY?
— Я работал в миллионе разных журналов. Не вижу противоречия или пятна в биографии, мне было 23 или 24 года, а людям в молодости свойственно работать в «странных» местах. Я занимался разгрузкой фур и торговал на рынке в Лужниках, в том возрасте подобное не было порочащим, — объяснил Лев Данилкин. – Людям кажется, что быть редактором PLAYBOY – сидеть у бассейна и пить коктейли, которые наливает Хью Хефнер в халате. А работа-то не такая весёлая, но не скажу, что скучная. Молодым человеком мне нравилось иметь визитки, на которых написано PLAYBOY, в некоторых ситуациях это помогало.