Олег Меньшиков: Знакомые психиатры шутят, что мне показано выступление в «Оркестре мечты»

Юбилейный Международный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и Авангард» привёз в Оренбург «Оркестр мечты. Медь» Олега Меньшикова. Актёр рассказал журналистам о спектакле — или как правильнее определить жанр? – очаровании нашим городом и молодёжи, которой вечно недовольны.

— Не приходили мысли приобрести не только оркестр, но и, скажем, пароходик?

— Чтобы по Уралу плавать (смеётся) Нет, не приходила. Знаете, у вас замечательный город, и говорю не потому, что здесь и перед вами. Потому что не нравится разочаровываться, а тут я приехал и очаровался. Что-то такое здесь с людьми происходит, то, что не происходит в других городах России. Мне даже захотелось приехать с гастролями. Замечательный у вас город, замечательные люди.

— Вашему оркестру более 5 лет. Версия этого года как-то отличается от исходного варианта?

— Да, конечно. Принцип остался тот же. Остались базовые номера, какие-то дополнились. То есть одно и тоже невозможно играть.

— Допускаете ли вы импровизацию в игре? Можете ли с музыкантами по-доброму подставить друг друга?

— Ну, как подставить? Поскольку у меня есть текст, могу импровизировать в тексте. Только на этом уровне. Они себе позволяют шуточки какие-то, но, я боюсь, что зал их не понимает. Они очень специфические, тонкие профессиональные вещи. Это просто для профессионалов.

— В классических спектаклях аплодисментов ждут в середине…

— А у нас можно хлопать и орать на протяжении всего спектакля!

— Как вы думаете, люди идут на концерты больше от любви к искусству или к вам?

— Это не единственный спектакль в моей жизни, и я не только с оркестром выступаю. К тому же, мы не называем это концертом, мы жанр так и не определили. Это такой монолог под музыку, соло для артиста с духовым оркестром. Неопределённость жанра. Когда-то мы собрались, идея понравилась и нравится, как делаем это до сих пор.

Какое бы у меня настроение не было, что бы в жизни не происходило, я прихожу играть с оркестром, и у меня вылетает всё. Весь негатив уходит из жизни. Он потом, сволочь, возвращается, и я жду следующего спектакля. Но, как сказали мои знакомые врачи-психиатры, которые бывают на спектакле, нужно теперь писать: «Показано выступление в «Оркестре мечты».

— Вы предпочитаете громкую или тихую музыку?

— У нас почему-то границы духового оркестра узкие: либо на парадах, либо на похоронах. А у нас такие возможности! Играем хоры из опер, совершенно нежнейшие мелодии. Когда я услышал в первый раз японский духовой оркестр, подумал, что симфонический. Был в этом уверен, они исполняли Россини.

— А почему «Оркестр мечты»?

— Нужно было как-то красиво назвать (смеется). Мечта – это то, что не сбывается, если сбылось, не мечта, а цель. Мечта – эфемерное, остаётся в нашей памяти. Островки в памяти, в которые мы возвращаемся, к которым стремимся.

 — В одном интервью вы признались, что поздно созрели для режиссуры театральной и киношной. Как вы себя чувствуете режиссёром?

— Чувствую себя, безусловно, гораздо удобнее. Я чувствую себя гораздо увереннее театральным организатором. Мне всё меньше нравится играть. За пять минут до начала спектакля мне всё жутко не нравится, а выхожу на сцену, проходит пять минут, и мне начинает нравиться.

А вот сам процесс, почему я стал режиссёром, со всеми сложностями принял руководство драматического театра имени М. Ермоловой… Очень сложное дело, огромное количество людей в подчинении. Свои проблемы, художественная политика театра. Но я думаю, что это новый этап жизни, давший мне много. У меня были ошибки, победы и поражения. Нормально, то, что нужно для жизни. В любом случае – это рост.

— Вы, опытный театральный режиссёр, много раз говорили, что планируете снять полнометражный фильм…

— Такие планы остались, были. Сегодня не могу, ибо для того, чтобы снять кино, нужно как минимум на год уйти из театра. К переменам в жизни я готов, но к данной перемене – нет. Может, года через три, придёт идея и… Не было такого: «О, я должен снять кино, потому что его сейчас все снимают». Если я пойму, что есть материал, который я не могу не снять, тогда пойду и на какое-то время оставлю театр.

— Нашумевшая тема, о которой все говорят. Фильм «Матильда»…

— Что «Матильда»? Вы её видели? Пускай они выясняют отношения, вы покажите, я скажу своё мнение.

— Вчера вы получили сарматского льва и сказали, что загадаете желание. Загадали?

— Не поверите, но да!

— Вы следите за молодыми? Не думаете, что им нужно ещё учиться и учиться?

— Я не только слежу, я только за ними и слежу. Учиться… Мы учились, и нами тоже были недовольны. И перед нами были недовольны. Всегда молодёжь не та. Всё это происходит по спирали. Если не брать в расчёт молодых и ставить на них крест, к добру это не приведет. Но ориентироваться, наверное, не надо.

По поводу «немногословности» молодых режиссёров. Мне, наоборот кажется, что слов у них слишком много! Болтают и болтают в кадре, болтают и болтают… я не могу понять, это один режиссёр снял или другой. А вот раньше мог. Это не претензия, просто сейчас такой этап.

Я не сторонник мысли, что молодёжь совсем у нас ничего не читает и не смотрит. Я знаю молодых людей, которые и читают, и смотрят. Им всегда было мало. 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Олегу Меньшикову вручили сарматского льва за вклад в киноискусство

Красная дорожка кинофестиваля: кто приехал в Оренбург на «Восток-Запад»

Десятый юбилейный. Церемонию открытия «Восток-Запада» посмотрели более 4000 человек