Александр Калинин: На пути евразийской интеграции есть множество нерешенных вопросов

В Оренбурге в очередной раз обсудили тему евразийской интеграции. Разговор экспертов за круглым столом «Евразийский перекресток: перспективы сотрудничества и развития» и. о. заместителя министра культуры и внешних связей Оренбургской области – начальника управления международного сотрудничества Александр Калинин рассказал о проблемах, которые существуют на пути объединения.

– Губернатор Юрий Берг обозначил направление социально-экономического развития Оренбургской области как сердца Евразии и постепенное превращение региона в межрегиональный центр евразийской интеграции как стратегическое. Для этого необходимо наращивать потенциал, предстоит реализация целого комплекса мер с привлечением реальный или потенциальных партнеров.

– На пути расширения и углубления евразийской интеграции мы в повседневной торговой, инвестиционной, производственно-хозяйственной практике видим множество нерешенных вопросов. Среди них: забюрократизированность налогового администрирования внешнеторговых сделок; несовершенство и слабость инфрструктуры мер государственной поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Также создает препятствия для сотрудничества значительная разница в требованиях национальных законодательств по отношению к внешнеторговым операциям с подакцизными товарами (алкоголь, табак и прочее). Еще одна проблема – дискриминация и ущемление конкуренции в системе закупок на государственном и муниципальном уровне и целый ряд других.

– Необходимо совместными усилиями эти узкие места расшивать. На наш взгляд это возможно при более тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией, другими управленческими структурами Евразийского экономического союза. Нужна диалоговая площадка лоббирования и разрешения противоречий на межрегиональном уровне.

– На мой взгляд, конкурентоспособными нишами в поле экономической деятельности Оренбургской области являются производство и продвижение продукции агропромышленного комплекса (зерновые и масличные злаки, крупы, мясо птицы и мясные полуфабрикаты, консервы, мука, яйцо, кормовые добавки, подсолнечное масло); продукции топливно-энергетического комплекса (нефтепродукты, газомоторное топливо, гелий, сера, асбест, хромовые соединения). Это производство и сбыт строительных материалов, в первую очередь цемент, щебень, металлопрокат, железобетонные конструкции. Это изделия машиностроения, оборудования для металлургической промышленности, сварочное, буровое, посевное оборудования, радиаторы охлаждения, отопительные приборы и целый ряд другой продукции. И, конечно же, услуги: образовательные, медицинские, транспортно-логистические и туристические.

– Нам необходимо не конкурировать с казахстанскими и белорусскими партнерами в этих секторах рынка единого экономического пространства, а объединять усилия для конкуренции на рынках третьих стран. Сегодня остро не хватает совместных евразийских инвестиционных проектов различной направленности. Думаю, есть смысл реализовать идею межрегионального конкурса подобных проектов с ежегодной грантовой поддержкой победителей.

– Мы призываем наших потенциальных инвесторов к совместной работе по дальнейшему развитию инженерной инфраструктуры Оренбуржья как сухого порта Евразии. Это расширение и углубление проекта региональной авиации, с последующей реконструкцией взлетно-посадочной полосы, международного пассажирского и грузового терминалов аэропорта им. Ю. А. Гагарина. Это создание зональных транспортно-логистических центров в Оренбурге, Соль-Илецке, Орске; строительство межрегионального бизнес-центра и гостинично-выставочного комплекса для проведения крупных Евразийских мероприятий, расширение контейнерных площадок и складских терминалов под возрастающие потребности грузопотока, развитие пограничной инфраструктуры с целью увеличения пропускной способности многосторонних автомобильных пунктов пропуска Сагарчин, Орск, Илек, Муштаково.

– Перспективным является развитие дорожной и придорожной инфраструктуры международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, активное строительство которого начнется в 2015 году. Конечно же, нам предстоит более открыто осваивать рынки Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Киргизии. Здесь, на наш взгляд, кроются значительные резервы для оренбургского бизнеса в части продвижения товаров и услуг, – заключил Александр Калинин.