Сова для Агутина: оренбуржец создает из железа произведения искусства

Есть аксиома, что большинство женщин обожает, когда им дарят розы.  И есть розы, которые являются произведением искусства. Автором таких флористических произведений из металла является Радик Сапаров — житель Сорочинского района Оренбургской области.

В буднях кузнеца мало творчества

Радик – кузнец. Освоить такую нетипичную, но очень нужную профессию его заставила необходимость. После смерти отца нужно было найти работу с достойным заработком. Но куда пойти мальчишке, еще не успевшему получить профессию. Радик обратился на предприятие, где работал папа. Парня поддержали, предложив получить через центр занятости населения, профессию кузнеца  ручной ковки в профессиональном училище Оренбурга, и уже мастером прийти на работу. Практическое освоение профессией началось,  как водится, с выполнения черной кузнечной работы.  Видя уровень работ, которые выполняют учителя, Радик понимал, что ему далеко даже до подмастерья.  Но какой бы не казалась трудной и непосильной любая работа, освоение знаний должно уложиться в строгие программные  сроки. Во время обучения у Радика выявилась особенность: выковать задуманную вещь оказалось легче, чем предварительно  смоделированную  на бумаге. 

Какой бы необычной не казалась работа кузнеца, в ее буднях очень мало творчества.  Большинство выкованных деталей это не ручное производство, а штамповка на пресс молоте.

Подарок для Агутина

Работа кузнеца Радику пришлась по сердцу. Возникла мысль — подняться на ступень выше, научиться выполнять не только рабочие детали, но и художественные работы. Прочтя книгу российского скульптора, мастера художественной ковки Германа Лужина, Радик написал ему письмо — адрес и приглашение желающих к сотрудничеству было на обложке издания. Ответ получил быстро. В течение следующих девяти месяцев  Радик проходил обучение у  Германа Лужина в Москве.

— «Железо само покажет, что нужно делать»,  говорил нам, своим ученикам, Герман Александрович,- вспоминает Радик. – Под его руководством я сделал первую розу, которую подарил другу на свадьбу.

За годы, что  занимается  кузнечным  делом, Радик  ни разу не остался довольным своей работой в полной мере.

— Всегда кажется, что работу можно было выполнить лучше,- рассуждает кузнец.- Особенно, когда смотришь на работы более опытных мастеров, собственные недочеты, а то и промахи, становятся очевидными, даже если обывательский взгляд не заметит оплошностей.

Самой интересной работой для Радика был заказ вешалки для прихожей Николаем Агутиным в подарок сыну, известному российскому певцу Леониду Агутину.  Придумал и смоделировал ее Лужин: украшена  вешалка была сидящей сверху совой  и  оплетенной паутиной. Выковать ее доверил Радику. В целом заказ стоил для кузницы  две с половиной тысячи долларов.

Кузнец профессия редкая лишь для нашей местности, хотя всего несколько десятилетий назад практически каждое производственное предприятие города имело кузнецу. А о колхозах и совхозах и говорить не надо, без кузнеца было никуда. А в России кузнецов не мало.

— На обучении у Германа были сразу несколько кузнецов из одной станицы Краснодарского края,- рассказывает Радик.- Повысить свой уровень мастерства для них значит стать конкурентно способным. На станицу с населением в сорок  тысяч приходится сорок  пять кузниц, в каждой из которых  трудится от трех до пяти кузнецов.

Всё дело в деталях

Видя работу Радика, кузнечным делом стал увлекаться старший брат Ильгиз.  В своем дворе он предложил организовать Радику мастерскую. Сапаровы уже приобрели верстаки, горн и наковальню. Несмотря на то, что все это оборудование в нашей местности найти непросто, его мало для того, чтобы  начать работать масштабно, нужен пресс молот, цена которого на вторичном рынке колеблется в районе ста пятидесяти тысяч.

— Сейчас больше востребована машинная ковка, чем ручная,- рассуждает Радик.- Заказы делают в основном организации, а они заинтересованы в качественных деталях. Без машины в этом деле не обойтись. А ручные декоративные изделия заказывают редко. Больно дорогие выходят подарки.