По итогам 2013 года госдолг Оренбуржья составил 23 миллиарда рублей
По объему долговой нагрузки Оренбургская область занимает десятое место из 14 регионов Приволжского федерального округа и 43 место из 83 субъектов Российской Федерации. 23 миллиарда рублей госдолга составляют бюджетные кредиты, выпуск ценных бумаг и госгарантии.
– Девять миллиардов рублей – это выпуск ценных бумаг, еще девять миллиардов – бюджетные кредиты, как полученные, так и переоформленные с 90-х годов, – пояснила министр финансов Оренбургской области Татьяна Мошкова. – Кроме того у нас есть еще гарантии, как накопленные, так и предоставленные инвесторам, либо тем заемщикам, которые показали свои инвестпроекты. Есть кредиты в строительной отрасли, связанные с развитие ипотечного кредитования, а все остальное – это сельское хозяйство. Это крупные мазки нашего госдолга. Тут абсолютно все регулируемо, прозрачно и понятно.
За Оренбуржьем по-прежнему числится долг в 2,7 миллиарда рублей перед федеральным бюджетом. Эти деньги брали в 2010 году с целью помочь сельхозтоваропроизводителям в год засухи. Сегодня этот платеж отсрочен до 2030 года и реальной нагрузки на региональный бюджет не представляет, считает глава профильного ведомства.
Дефицит консолидированного областного бюджета в 2013 году составил 10,9 миллиарда рублей, но за займом в федеральную казну наш регион не обращался. Покрыть недостачу решили за счет выпуска ценных бумаг под 8,5%.
– За очень короткий срок обращения оба выпуска облигаций Оренбургской области попали в ломбардный список Банка России, что позволяет владельцам этих облигаций использовать их в качестве обеспечения при получении кредитов Центрального банка, – уточнила Татьяна Мошкова. – Облигации, которые попадают в котировальные списки, сразу дорожают на рынке ценных бумаг.
Еще один инструмент, которым в течение 2013 года не раз применялся в Оренбуржье – краткосрочные кредиты. Впервые «занять до получки» – до перечисления сборов в бюджет – пришлось в апреле, когда казна впервые столкнулась с новой схемой начисления налога на прибыль. Кассовые разрывы компенсируют за счет банковских кредитов. В чем преимущество такой операции перед займом в вышестоящем бюджете, объяснила Татьяна Мошкова.
– Бюджетный кредит можно просить в федеральном бюджете. Да, там ниже процент, но его берешь и отдаешь через три года и все это время платишь процент. В случае с возобновляемыми кредитными линиями, мы можем в любое время взять кредит в «Сбербанке», поскольку именно «Сбербанк» выиграл на аукционе. Допустим, взяли в середине месяца, а 29 числа поступил платеж по налогам, и мы тут же вернули. Мы занимали и на два, и на три дня, был случай брали буквально только на выходные.
– Это большая работа и для сотрудников минфина, и для работников банка, – отметила Татьяна Геннадьевна. – Но мы шли на это сознательно для того, чтобы экономить бюджетные деньги на процентах. Получается, что мы заплатили за проценты 47,3 миллиона рублей, а сэкономили 78,3 миллиона рублей. В этом прелесть применения всех инструментов, который предоставляет бюджетный кодекс в управлении долгом.
В региональном минфине считают, что успешно выполнять все бюджетные обязательства – выплачивать вовремя зарплату, пенсии и пособия – удается благодаря использованию всех трех инструментов. Глава ведомства заявила, что в будущем политика использования всех трех способов управления госдолгом, сохранится.