Миниахмет Райманов: «Беломорканал был нужен Сталину как тренировочный опыт»

80 лет назад, 2 августа 1933 года, было завершено строительство Беломорско-Балтийского канала. История его трагична и вбирает в себя судьбы тысяч соотечественников. Об одном из них, нашем земляке, рассказывает уроженец села Юлты, а ныне житель Башкортостана Миниахмет Зайнуллович Райманов. Его письмо в сокращённом виде приводит газета "Красногвардеец".

«Мой дед Аккужа – жертва ГУЛАГА. Он погиб в марте 1933 года. Об этом узнали после того, как мой отец написал письмо Ельцину в 1991 году и получил ответ: «Погиб в Белбалтлаге около города Петрозаводска. Место захоронения неизвестно».

Он не вернулся со стройки Беломорканала, как сотни и тысячи других «каналоармейцев», как их тогда величали. Канал был нужен Сталину как тренировочный опыт и открытие сталинской эпохи великих строек. Миллионы людей были арестованы как «враги народа», и вот эта дешёвая рабсила и должна была строить социализм.

Попробовали – понравилось. Ну, положили 250 тысяч жизней – так ведь это враги, чего их жалеть! На строительстве канала одновременно работало около 100 тысяч человек. Каждый день умирало огромное количество людей, но общее число не убывало: на стройку ежедневно привозили всё новых заключенных.

А как умирали? По-разному. Руководитель стройки Френкель сказал, что если заключённый выдержит на сверхтяжёлой работе 1,5–2 месяца, то дальше он уже и не нужен – ни он, ни его труп, заменим его следующим заключённым. Убивали в лазарете путём инъекций, а писали диагноз «безбелковый отёк», то есть дистрофия от недоедания. Так был убит и мой дед. Чудом оставшийся в живых его товарищ Сергей Михайлович Клещерёв, житель посёлка Новопетровка Свердловского сельсовета, рассказал мне об этом в 1978 году. Каждый день некоторым заключённым в бараке в часы отдыха у щиколотки привязывали белый или красный бантик, что означало: утром, в 5 часов, после пробудки, идти в лазарет. Дед был бригадиром бетонщиков и всячески защищал своих работников. Дед Сергей говорил ему: «Аккужа, не ходи туда, ведь оттуда ещё никто не возвращался!» А он ответил: «Пойду посмотрю, что там творится». За что и поплатился жизнью: убили уколом, жестоко и беспощадно. Остались жена и четыре сына, из которых трое умерли от голода и болезней, а мой отец всю жизнь носил клеймо «сын врага народа».

Д.П. Витковский, работавший на Беломоре прорабом, в своей книге «Полжизни» рисует привычную вечернюю картину той стройки: «После рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорошивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замёрз. Кто-то застыл с головой, вобранной в колени. Там замёрзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это крестьянские ребята – лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал десятками тысяч и сразу дают такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют – и вот замерзают, обнявшись по двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики специальным деревянным молотком бьют каждого по черепу – а вдруг он ещё живой! А летом от неприбранных вовремя трупов – уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так они попали в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там».

Так и хочется воскликнуть: «Боже! На дне какого канала утопить нам ЭТО прошлое?!..» Кто остался в живых – те сразу после Беломорканала поехали строить канал Москва – Волга. Потом началось строительство гигантов: Магнитка, ДнепроГЭС, канал Волга–Дон, – всего не перечислишь. И всё это строилось силами заключённых. Железная дорога Салехард–Игарка, а также довоенный БАМ, где каждый метр обошёлся в жизнь человека…

Учёный-историк А.Н. Кулагин подсчитал, что только с 1917 по 1959 годы, не считая потерь в период Гражданской и Великой Отечественной войн, количество жертв террора и репрессий вместе с нерождёнными детьми составляет около 66,7 миллиона человек. Для примера: когда моего деда забрали, ему было 32 года, а бабушке 31. У них было четыре сына, трое из которых рано умерли. А ведь у них могли быть свои дети, да и бабушка была ещё в расцвете сил и здоровья…

Сталинские репрессии коснулись многих семей, а вот вспоминать об этом почему-то считается нежелательным. Но мы не должны забывать прошлое, ибо без понимания прошлого нет у нас будущего».

Белбалтлаг, или БелБалтлаг, ББЛ, Беломорско-Балтийский ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь, организованный в ноябре 1931 на базе Соловецкого ИТЛ, основной задачей которого было строительство и обслуживание Беломоро-Балтийского канала.

Беломорско-Балтийский канал (сокращённо – Беломорканал, ББК, до 1961 года – Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) – канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Открыт 2 августа 1933 года.

Одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство. Использовался труд заключённых ГУЛАГА (Главного управления исправительно-трудовых лагерей и мест заключения). Стройка была засекречена. Путём жесточайшей эксплуатации около 280 тысяч заключённых, в основном крестьян-кулаков, работавших с использованием ручных орудий труда, практически без применения техники, удалось достичь рекордных темпов прокладки канала. Для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий длиной 160 км – 10 лет, а Беломорканал длиной 227 км пробит в скальных породах за 1 год и 9 месяцев.